Лидер Всероссийской Фашистской Партии, созданной эмигрантами в Манчжурии.
Константин Владимирович Родзаевский (англ. Konstantin Vladimirovich Rodzaevsky) (11 августа 1907 — 30 августа 1946) — лидер Всероссийской Фашистской Партии, созданной эмигрантами в Манчжурии. Основная и самая многочисленная фашистская организация в среде русской эмиграции образовалась на Дальнем Вос
токе, где проживала большая русская колония. Организация возникла в 1920-е годы и официально оформилась как Российская фашистская партия (РФП) в мае 1931 года. Партию возглавил Константин Родзаевский [1].
К. В. Родзаевский родился в Благовещенске в семье нотариуса. Эмигрировал из СССР в Манчжурию
в 1925. В Харбине Родзаевский изучал право, вступил в Всероссийскую Фашистскую Организацию (ВФО) А. А. Вонсяцкого. 26 мая 1931 он стал Генеральным секретарем новосозданной Российской Фашистской Партии; в 1934 партия объединилась с ВФО и Роздзаевский становится её лидером. Он пытается подражать Бени
то Муссолини, символом движения становится свастика.
Родзаевский собирает вокруг себя лично преданных ему людей. На ряду с символами бывшей Российской Империи используются Русская националистическая символика; как и итальянские чернорубашечники, русские фашисты носят чёрную униформу и чёрные ремн
и; получают оружие из Японии. Создаётся международная организация белоэмигрантов со штаб-квартирой в Харбине, «Дальневосточной Москве», имеющая связи в 26 странах мира. Наиболее важным, является центр в Нью-Йорке.
Были созданы дочерние организации при ВФП — Российское Женское Фашистское Движение
(Р.Ж.Ф.Д.), Союз авангарда, Союз юных фашисток, Союз фашистских крошек. Имеются свидетельства о том, что ВФП провела ряд успешных диверсионных акций на дальневосточных территориях СССР. Лишь вмешательство военных властей Японии, не желавших открытой конфронтации с Советским Союзом, свела активность
бойцов К. В. Родзаевского к минимуму.
Маньчжоу-го (кит. 大满洲帝国 — «Даманьчжоу-диго» (Великая Маньчжурская империя)), марионеточное государство, образованное японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии; существовало с 9 марта 193
2 года по 19 августа 1945 года.
Количество сторонников Родзаевского в Манчьжурии достигает 12.000. Во время празднования 2,600-й годовщины создания Японской Империи, Родзавеский с группой соратников поздравляет Императора Хирохито.
В одном из центров Манжули (Манчули), в 3 км от советской гран
ицы, русские фашисты установили свастику из неоновых ламп. Она горела день и ночь и должна была символизировать силы направленные против советского правительства. Родзавеский ожидал того дня когда он, оставив эту символику на границе СССР поведёт «Белую Армию», вместе с генералом Кислициным и японск
ими войсками на битву по «освобождению» России.
Основная военная подготовка сводилась к идеологической подковке в Дивизии Асано, специальных русских частях в составе Квантунской Армии, предназначавшихся для организации сабботажа и проведения диверсий в советском тылу в случае вторжения Японии в С
ибирь и на Дальний Восток; Япония была заинтересована в создании марионеточного русского правительства на Дальнем Востоке и Северной Манчжурии.
С началом Второй Мировой Войны Родзавевский выступает за начало военных действий против большевиков, однако власти Японии ограничивают деятельность Росси
йской Фашистской Партии. Деятельность Родзаевского и его сторонников сводится к акциям саботажа против СССР.
В начале войны, уже известный своим антисемитизмом, Родзавевский много публикуется в партийных газетах «Наш путь» и «Нация»; он также является автором брошюры «»Иуда на ущербе"" и книги «И
удаизм современного мира или Решение еврейского вопроса в 20-м столетии». По уровню антисемитского накала эта работа стоит в одном ряду с такими изданиями, как газета «Штурмовик» (нем. Der Stürmer — Дер Штюрмер), Юлиуса Штрейхера.
Родзаевский приходит к мысли, что Советский режим во главе с
И.Сталиным становится националистическим. Такое мнение сложилось в силу того, что в высших слоях власти СССР к концу 30-х, началу 40-х годов, в результате проведённых чисток, практически не осталось «международных ленинцев». Кроме того, в годы войны возросла роль Русской Православной Церкви, в решен
ии политических вопросов. Его вера в перерождение советского строя позволила ему согласится на вербовку советской разведкой. Родзавеский подчёркивал схожесть идей фашизма и национал-большевизма:
«Я взывал к неизвестному лидеру, …который может свергнуть еврейское правительство и построить новую Ро
ссию. Я не видел такого лидера, но волей судьбы и своим гением, гением миллионов трудящихся, товарищ Сталин, вождь всех людей, стал таким лидером».
В сентябре 1945 года Радзаевский покинул Харбин, ввиду неизбежности оккупации, и перебрался в Шанхай. Вёл переговоры с НКВД, в результате которых нап
исал письмо Сталину с отречением от своимх взглядов, на что получил обещания неприкосновенности. При въезде в СССР арестован и перевезён в Москву. 30 августа 1946 года проходило открытое заседание военного трибунала СССР по делу атамана Семёнова, на котором Родзаевский был приговорён к расстрелу. Ра
сстрелян вскоре после этого.
26 марта 1998 года - Военная коллегия Верховного Суда РФ вынесла определение № 043/46, в соответствии с которым приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР от 30 августа 1946 года определила изменить, отменив его в части осуждения Родзаевского К.В., Охотина Л.П. и