Всего он совершил около 500 успешных боевых вылетов и довёл число побед до 40 ( 30 самолётов сбил лично и 10 - в группе ). Был дважды ранен. Сражался на Южном, Северо - Кавказском, Центральном, 2-м Белорусском фронтах. С боями отступал до Москвы, затем сражался на Кавказе, освобождал Белоруссию и Польшу.
Константин Новиков родился 6 Августа 1919 года в деревне Орлово - Медвежьево, ныне Орловского района Орловской области, в семье крестьянина. С 1934 года жил в Москве. Окончил 8 классов средней школы. В 1937 году окончил Центральный аэроклуб. Работал слесарем на строительстве метро, затем - на одном из заводов в Москве. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Серпуховскую объединённую военную авиационную школу и школу высшего пилотажа и воздушной стрельбы. В 1941 году окончил курсы высшего пилотажа в городе Конотоп. Служил в строевых частях ВВС.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Боевую деятельность начал в составе 131-го истребительного авиаполка, летая на И-16.
Первую победу одержал под Ельней, сбив истребитель Ме-109. Сам, в этом же бою, был сбит и ранен, 2 месяца провёл в госпитале. С Мая 1942 года воевал в сосиаве 862-го ИАП. Этот полк в 1942 году находился под Москвой, был перевооружён самолётами ЛаГГ-3 и уже в Июле возобновил боевые действия на Южном фронте.
27 Сентября 1942 года в воздушном бою в районе Терека на своём ЛаГГ-3 Константин Новиков сбил 2 самолёта противника. Возвращаясь с боевого задания в паре с лётчиком Михайловым, возле села Акки - Юрт они обнаружили корректировщик противника FW-189 и атаковали его. Им удалось подбить "раму". Противник попытался уйти на свою территорию. В это время у Новикова кончились боеприпасы и он решил пойти на таран. Осторожно сблизившись с "рамой", он нанёс удар винтом по хвостовому оперению. Та продолжала лететь. Тогда Новиков добил её повторным таранным ударом. Свой повреждённый самолёт благополучно посадил на аэродроме. После посадки винт был заменён. За этот бой Новиков был награждён орденом Красного Знамени.
С Ноября 1942 года по Май 1945 года сражался в составе 40-го ГвИАП, летая на Ла-5 и Ла-7.
К Февралю 1943 года старший лётчик 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) Гвардии младший лейтенант К. А. Новиков совершил около 200 боевых вылетов, в возду
шных боях сбил лично 10 самолётов противника и 6 в составе группы. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Летом 1943 года лётчики полка, перевооружившись на новые истребители Ла-5, вели напряжённые воздушные бои над Курской Дугой, находясь уже на Воронежском фронте. 5 Июля 1943 года, атражая налёты вражеской авиации, Гвардии лейтенант Новиков над своим аэродромом уничтожил сразу 5 самолётов противника !
В дни ожесточённых боёв на Белгородско - Курском направлении лучшие лётчики, штурманы, воздушные стрелки, техники и механики вступали в ряды КПСС. В члены партии был принят и Герой Советского Союза Гвардии лейтенант К. А. Новиков, сбивший за несколько дней оборонительного сражения 7 самолётов противника. Получая партбилет, он поклялся ещё сильнее бить фашистов. На следующий день отважный лётчик сдержал своё слово. Он сбил ещё 3 вражеских бомбардировщика.
Затем полк, в составе 8-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ( бывшая 217-я ИАД ), участвовал в боях во время форсирования Днепра. Свои последние победы Константин Новиков одержал в небе Германии.
Всего он совершил около 500 успешных боевых вылетов и довёл число побед до 40 ( 30 самолётов сбил лично и 10 - в группе ). Был дважды ранен. Сражался на Южном, Северо - Кавказском, Центральном, 2-м Белорусском фронтах. С боями отступал до Москвы, затем сражался на Кавказе, освобождал Белоруссию и Польшу.
После войны Константин Афанасьевич недолго продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1945 года Гвардии капитан К. А. Новиков - в запасе. Жил в Москве. С Октября 1945 по Август 1947 годов работал лётчиком - испытателем в ЛИИ. Участвовал в проведении нескольких испытательных работ по тематике института. В 1948 - 1949 годах был лётчиком транспортного отряда авиазавода № 64 города Воронежа. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 9 Января 1958 года. Похоронен в Москве, на Пятницком кладбище. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.