Будучи живым, обаятельным и общительным человеком, Коровин имел широкие знакомства в московской литературной и артистической среде, наиболее тесная дружба связывала его с Ф.И. Шаляпиным, над сценическими костюмами и гримом которого он работал с 1886.
Коровин Константин Алексеевич [23.11(5.12).1861, Москва, — 11.9.1939, Париж], живописец. Учился в МУЖВЗ (1875—86) у А.К. Саврасова, с 1882 — у В.Д. Поленова. Преподавал там же (1901—18) и в Государственных свободных художественных мастерских (1918 — 1919), среди учеников — С.В. Герасимов, П.В. Кузнецов, И.И. Машков, К.Ф. Юон. Член объединения «Мир искусства» (1899—1922), Союза русских художников (1903—22).
В ученические годы Коровин был особенно связан дружбой и общими творческими устремлениями с И.И. Левитаном. Любимый ученик Поленова, Коровин, как и Левитан, не находил одобрения у официального руководства МУЖВЗ; его новаторский, пронизанный светом и воздухом, полный живого непосредственного впечатления «Портрет хористки» (1883, ныне в ГТГ) был снят с выставки Московского общества любителей художеств; но уже в 1888 там же его пейзажные работы были отмечены премией.
Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких, полных любования красотой мимолётных «мгновений» дачной жизни полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи и самого художника.
По инициативе Поленова Коровин познакомился с С.И. Мамонтовым, сблизился с художниками мамонтовского кружка — В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, В.И. Суриковым; в 1887—89 участвовал в «рисовальных вечерах» и «акварельных утрах» в доме Поленовых. С конца 1880-х гг. тесно сошёлся с В.А. Серовым (их в шутку называли «Коров и Серовин»); в начале 1890-х гг. работал в общей с ним мастерской на Долгоруковской улице; в 1889 их дружеский альянс дополнил М.А. Врубель.
Коровин неоднократно бывал в Абрамцеве, писал в его окрестностях пейзажные этюды, передающие богатство увиденных на открытом воздухе цветовых сочетаний («Речка Воря. Абрамцево», ГТГ); исполнил жизненно непосредственные, выразительные портреты певцов частной оперы Мамонтова («Т.С. Любатович», 1866—87, ГРМ; «А. Мазини», ГТГ).
Будучи живым, обаятельным и общительным человеком, Коровин имел широкие знакомства в московской литературной и артистической среде, наиболее тесная дружба связывала его с Ф.И. Шаляпиным, над сценическими костюмами и гримом которого он работал с 1886.
С 1890-х гг., творчески восприняв достижения французского импрессионизма, в 1900—10-х гг. он окончательно перешёл от тональной живописи к согласованной гармонии цветовых созвучий («Москворецкий мост», 1914, ГТГ). По впечатлениям поездки на русский Север в 1894 он выполнил ряд панно, отразивших природу и промыслы этого края (1896; были использованы при оформлении интерьеров Ярославского вокзала, ныне в ГТГ).
С 1885 начал работать как театральный декоратор в Русской частной опере Мамонтова, первоначально по эскизам В.М. Васнецова и Поленова, затем — по собственным эскизам (опера «Аида» Дж. Верди, 1885, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, 1886, где он делал костюмы и декорации специально «под Шаляпина»); новаторство Коровина в области театрально-декорационного искусства обусловило бурный успех оформленных им спектаклей.
Наиболее блистательно мастерство Коровина-декоратора раскрылось в его работах для Большого театра (с 1900), где он не только придал русской опере на темы отечественной истории особый национальный дух и колорит («Руслан и Людмила», 1901, и «Жизнь за царя», 1904, М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, оперы Н.А. Римского-Корсакова: «Садко», 1906, «Сказание о невидимом граде Китеже», 1907, «Золотой петушок», 1909, «Снегурочка», 1911, «Сказка о Царе Салтане», 1913), но и тонко перерабатывал свои пейзажные натурные впечатления, сообщив оформлению спектакля своеобразную жизненную трепетность.
В 1923 Коровин выехал для устройства выставки и лечения сына в Париж, где остался на постоянное жительство.
Константин Коровин - самый яркий представитель русского импрессионизма. Среди художников, заявивших о себе в конце 19-го века и определивших новый этап в русской живописи, Константину Коровину принадлежит особое место. Его искусство стало ярчайшим явлением отечественной культуры начала 20-го века. Его сочные, жизнерадостные картины, так непохожие на мрачные работы передвижников, напоминали всем о светлом и чистом начале, которое всегда присутствует в жизни. И хотя многим картины юного Коровина казались тогда буйными и незрелыми, настоящие знатоки понимали, что являются свидетелями рождения большого мастера и поэта в живописи.