Герой Советского Союза (4.07.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Родился в семье железнодорожника. Русский. Окончил школу ФЗУ в Брянске. Работал слесарем в железнодорожном депо ст. Брянск.
В РККА с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. – 2-ю военную школу летчиков в г. Борисоглебске. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.
Член ВКП(б) с 1931 г.
В 1935 г. был избран членом ЦИК СССР.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 12.05.37 гг. Был назначен командиром отряда эскадрильи И-16. После гибели комэска Тархова был назначен командиром эскадрильи.
Согласно журналу боевых действий, эскадрилья И-16, состоявшая из трех отрядов, сбила 61 самолет. Капитан Колесников сбил 4 самолета лично и 3 в группе. Был награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
13.11.36 г. эскадрилья И-16 приняла первый бой.
Колесников, ставший после этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: «Первый воздушный бой, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою молодой истребительной части пришлось встретиться впервые с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели опыт боев с республиканской авиацией на Мадридском фронте.
В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли лишь потому, что переоценили себя и, связавшись сразу с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас».
Став комэска, капитан Колесников старался каждый воздушный бой использовать для совершенствования тактики своих летчиков, и постоянно занимался с ними вопросами построения самолетов в бою, взаимодействия, сопровождения бомбардировщиков.
25.11.36 г. в 14.30 25 И-16 и 6 И-15 вылетели на перехват шедших к Мадриду 7 «юнкерсов», 4 «капрони» и 20 истребителей. Все «капрони» и 3 «юнкерса» при появлении наших истребителей сразу ушли, так и не сбросив бомб. Истребители прикрытия от боя уклонились. 4 «юнкерса» сбросили бомбы не прицельно, и они частью упали на свои же войска. В последовавшем после этого бою немецкие бомбардировщики еще раз показали свою живучесть, а И-16 – слабость вооружения. В Дневнике боевых действий появилась скупая запись: «Звено истребителей летчика Колесникова 12 раз атаковало звено «юнкерсов», в результате чего сбит 1 «юнкерс».
6.12.36 г. в середине дня произошел воздушный бой, который Константин Колесников описал так: «В 11.30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид против появившихся «юнкерсов». Это был третий вызов по счету. Прилетев к Мадриду («юнкерсов» там не было), заметили две группы «хейнкелей» (по 7 самолетов каждая), круживших с левым кругом на высоте 3000 м над Каса-дель-Кампо. Моя высота БЫЛА 2000 М, и я принял решение зайти им в хвост со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятркой (остальные самолеты остались в районе Посуэло) я набрал 3100 м, вышел в хвост последней семерки и пошел на сближение. «Хейнкеля» нас заметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 м; вся семерка сразу же заметалась, расстроив свой парадный строй но было уже поздно, вся пятерка наших самолетов, ведя огонь, прошла буквально через строй, чуть не задевая друг за друга. В этот раз было сбито два «хейнкеля».
В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не два, а три и поврежден один истребитель противника. Победы одержали Колесников, Кравченко и Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в этот список Я. Околелова. Видимо, на его счету поврежденный самолет. Иван Лакеев получил в этом бою легкое ранение, но смог благополучно сесть на аэродром.
16.12.36 г. сбил 2 «хенкейля».
В 13.30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить две группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не 51 и 1 «фиата». Два «хейнкеля» упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, «возле Мадрида». Был подбит и один «юнкерс». Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только три упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери. Республиканцы потерь не понесли... Пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова (в составе Путивко и Черных) «Юнкерса» и 4 «хейнкелей» (2 — Колесников и по одному — Денисов и Дубков).
3.01.37 г. он сбил 3 самолета в группе.
Колесников вспоминает: «В 14.00 прилетев по вызову наблюдательного пункта в район Посуэло, увидел уже уходивших на свою территорию «капрони»; догонять их не было никакого смысла. Походив 15 минут и не видя противника, уже решил идти домой, как вдруг заметил звено «хейнкелей», ходивших над местом сброшенных с «капрони» бомб; «хейнкели» летали на одинаковой с нами высоте, т. е. на 2000 м. Принял решение дать им бой; я летел во главе звена, а сзади меня на дистанции 200-300 м летело второе звено. Пошел на сближение лоб в лоб. Когда дистанция была примерно 200-250 м — открыл огонь. Противник не выдержал дальнейшего сближения и сделал резкий разворот влево с намерением не принимать боя и уйти; этим маневром они помешали мне вести огонь им в лоб, но зато подставили свой хвост; веером резко снижаясь и все время делая змейку, самолеты противника стали уходить на свою территорию. Догнать их особого труда не составило. Мы преследовали их до самой земли, все время обстреливая; в результате два «хейнкеля» загорелось, а третий налетел на бугор. Все звено было уничтожено».
По состоянию на 7.01.37 г. в эскадрилье И-16 под командованием Колесникова осталось 23 самолета и 26 летчиков.
19.01.37 г. 11 И-16 нанесли удар по наземным частям франкистов на мадридском участке фронта. Самолет Колесникова получил одну пробоину возле кабины.
В марте-апреле 1937 г. участвовал в боях на гвадалахарском направлении и под Теруэлем.
12.05.37 г. погиб в авиакатастрофе.
В Дневнике боевых действий республиканской авиации в Испании, 1.9.36-31.12.37 гг., указывается: «При перелете с аэродрома Арчена на аэродром Аликанте погиб командир эскадрильи Колесников. При подходе к аэродрому при левом развороте задел консолью левой плоскости за дерево, отчего самолет потерял скорость и врезался в бугор».
Первоначально причина гибели командира группы И-16 Константина Колесникова классифицировалась как ошибка пилота – никто не хотел верить тому, что может подвести новый самолет. Однако, когда за этой катастрофой последовал ряд других, причины которых были одни и те же – полностью или частично отваливались в полете крылья, - вину летчика в случившемся подвергли сомнению.
«После катастрофы найден конец левой плоскости, по виду и излому аналогичный с отвалившимся концом плоскости у летчика Лесникова». Скорее всего, на самолете Константина Колесникова во время разворота отвалилась левая консоль (или ее часть), после чего самолет и врезался в бугор.
В мае в Испанию были доставлены 62 истребителя И-16 тип 6, 120 запасных двигателей, запчасти, бомбы и патроны. Вся партия И-16 оказалась бракованной и непригодной для боевых действий.
Главное отличие И-16 тип 6 от И-16 тип 5 заключалось в установке другого двигателя - М-25А, который был немного мощнее М-25. Кроме, этого новый И-16 имел воздушный винт меньшего диаметра. Другие изменения, о которых просили летчики (усиление вооружения, установка козырька кабины и бронеспинок) не были внесены. Конструкторы и производственники поставили новый, не опробованный двигатель и снизили прочность планера. Возможно, это давало на испытаниях прибавку нескольких километров в час к максимальной скорости. А на практике оказалось, что крылья новых И-16 отваливались в воздухе, двигатели «сдавали» (т. е. выходили из строя) после считанных часов работы.
Военный советник при штабе республиканских ВВС полковник П.Я. Котов докладывал в Москву: «Катастрофы на И-16 вызвали резкое недовольство летного состава, эти явления все увязывали с вредительством на заводе».
Докладывал об этом и полковой комиссар Ф.А. Агальцов: «Были и есть целый ряд явлений в нашей жизни, которые отрицательно, влияли и влияют на настроение летного состава. К таким явлениям относятся: присылка нам вредительски построенных самолетов «И-16» с мотором М-25 (апрель-май). В этих моторах мы находили стружку и тряпки; эти моторы очень плохо работали, дребезжали и трясли. Не было почти ни одного вылета, чтобы у кого-либо мотор не сгорел. Часть самолетов этой серии, присланная нам, не была опробована в воздухе даже на заводе.
В результате, как известно, мы понесли серьезные потери вне боя, когда на простом пилотаже ломалась консоль правой или левой плоскости. Так погибли товарищи Колесников и Лесников. Не исключена возможность, что та же консоль явилась причиной гибели тов. Мосейко, Бурова, Оржанова, а возможно еще кое-кого".
4.07.37 г. капитану Колесникову Константину Ильичу было присвоено звание Герой Советского Союза.