Константин Калинов — основатель сервиса по поиску авиабилетов Aviasales.ru. Вступлением может служить его интервью для Forbes.
Константин, привет! Что делал в выходные? Вообще понятие выходных у тебя есть?
- Привет. Выходные, разумеется, есть. В прошлые, например, ездили на Koh Phangan с друзьями, отлично провели время.
Как проводишь свободное время? Ты родом из Санкт-Петербурга, ощущается ли недостаток культурной жизни в Тае?
- Культура это что? Музеи, театры? А ты сам давно в Эрмитаже был? Я бы не сказал, что мне не хватает культуры.
Какую последнюю книгу прочел?
- Игорь Манн. Маркетинг без бюджета.
Часто в Питер ездишь?
- Раз в год, летом.
Ты живешь в Тайланде с семьей. Чем жена занимается? Как ребенок устроен с точки зрения развития (детский сад, школа), с кем общается?
- Жена занимается арендой недвижимости, виллы, апартаменты для туристов http://www.thaivillas.ru. Сын ходит в детский сад на полдня, 3 раза в неделю на развивающие занятия, что-то вроде школы. А так у него есть няня, которая еще и по хозяйству супруге помогает.
На каком языке сын с няней общается? В детском саду есть еще русскоговорящие детишки? Каким ты видишь будущее сына? Отправишь его учиться в другую страну?
- Няня у нас филиппинка, говорит по-английски. В детском саду русские детишки есть, но русский язык в садике запрещен, воспитатели с детьми общаются только на английском. Артёму всего 2 года. На Пхукете есть British International School, отличная школа. Где получать и получать ли вообще высшее образование, пусть сын сам думает.
Среди твоих работников есть семейные?
- Конечно, есть, «в компании» четверо детей, от полугода до 5.
Сколько всего человек в «штате» aviasales?
- Сейчас около 20 человек, в основном все на Пхукете, но есть и удалёнщики в Москве, Питере, Сиднее и Шанхае.
Услугами фрилансеров пользуетесь?
- Да, но аутсорсим только копирайтинг и то, что называется monkey job. Наши ключевые компетенции — маркетинг и технологии, их отдавать на аутсорс нельзя ни в коем случае, за счет них мы развиваемся.
Где то увидел, что команда Aviasales.ru работает с 12 до 21 часа – это так? Или все-таки режим работы «плавающий»?
- Это так. Разница по времени с Москвой у нас 3 часа, так что мы стартуем в 9 утра по МСК. Кроме того, тут довольно рано темнеет, в 19-00 уже закат. А так у ребят есть возможность утром сходить на море, поделать какие-то свои дела, провести время с семьей, ну или поспать подольше.
Кого сейчас, кроме программистов Ruby, ищите в команду? С «рубистами» я так понял тяжело?
- Ага, сейчас что ни стартап, так на руби, толковых рубистов днем с огнем не найти. Прямо сейчас ищем JS ниндзю, что бы не только jQuery крутить умел, но и чистый код писать, понимал особенности работы JS в разных браузерах и тп. Если такие есть среди читателей, засылайте резюме нашему UI тимлиду akimoto@aviasales.ru, сразу предупреждаю, он маниакальный перфекционист.
Неоднократно читал о тебе и тебя. Из последних публикаций в офлайне – статья в журнале «Секрет фирмы», где ты упомянут наряду с еще несколькими проектами. Сколько сейчас у Aviasales прямых конкурентов в рунете?
- Если посчитать всех, кто продает или ищет билеты онлайн, где-то порядка 100 получится. Более-менее заметных менее десятка, остальное мелочь.
Какой процент этого рынка держите вы?
- По разным оценкам, от 10 до 15% онлайн продаж авиабилетов происходит с помощью нашего сайта.
Какие у вас амбиции? Захват рынка? Как насчет англоязычной версии?
- С рунетом у нас все более-менее хорошо, мы стабильно растем, взрывной рост закончился, теперь идет плановая работа по отвоёвыванию доли рынка. Англоязычная версия вышла недавно, конкуренция на этом рынке куда более серьезная чем в рунете, да и рынок уже устоялся, потому особых ставок мы на него не делаем. Сейчас нам куда более интересна Азия, в первую очередь Китай. Это очень перспективный и очень сложный рынок, нашли, как нам кажется, незанятую нишу, где сможем побороться с локальными игроками.
Каков прирост рынка продаж авиабилетов онлайн за 2011 год?
- Онлайн растет вместе с ростом рынка авиаперевозки, прироста доли онлайн бронирований не наблюдается, по крайней мере по данным Транспортно-клиринговой палаты.
Какие каналы продвижения используете?
- В онлайне — все возможные, начиная от SEO и заканчивая партнерскими программами. В офлайне почти не рекламируемся, если не считать публикаций в журналах и т/п, что скорее можно отнести к PR активностям.
Ввел в яндекс запрос «продажа авиабилетов» и не нашел вас ни в выдаче, ни в контексте. Слишком широкий запрос?
- Слишком редкий и высококонкурентный. Тем паче мы не позиционируемся как продавец авиабилетов, мы делаем поиск.
Вы отдаете рекламные бюджеты агентствам? Можешь озвучить ваш бюджет на SEO?
- Все продвижение делается полностью инхауз. Бюджет на SEO порядка 50 000 рублей в месяц.
На мой взгляд, 50 тысяч – достаточно небольшой бюджет на поисковое продвижение для крупного проекта федерального масштаба. Экономите на SEO или что-то другое?
- Согласен, бюджет довольно скромный, но это не от жадности, просто больше потратить не получается. Большие бюджеты нужны когда нет мозгов, а в этом ресурсе у нас недостатка нет.
Ты в проекте только руководитель или кто-то еще?
- От стратегического руководства я отошел летом, сейчас моя должность называется вице-президент по продукту. Руковожу непосредственно разработкой поиска и продуктовым маркетингом.
Aviasales единственный на данный момент твой проект? Если да, то планируешь ли заняться чем-то новым в ближайшие два-три года?
- Единственный и отнимает 100% моего времени и сил, вряд ли меня хватит на что-то новое.
Нет ли в планах спроецировать опыт в мета-поиске на другие ниши?
- Я считаю онлайн-тревел крайне перспективной нишей, тревел, это самые большие чекауты в интернете. Есть ли смысл заниматься чем-то другим, когда мы накопили такую огромную экспертизу именно в этой нише?
Готов ли ты сейчас продать долю в Aviasales или проект целиком?
- Cashout на данном этапе был бы полной глупостью, компания только начала разгон, стоимость ее сейчас минимальна, а перспективы огромны. Инвестиции нам пока не нужны, мы достаточно прибыльны, чтобы динамично развиваться на свои.
Через какое время после того, как ты занялся проектом всерьез он вышел на самоокупаемость? Все ли вложенное уже вернулось?
- Проект был безубыточным с самого первого дня, за исключением моей зарплаты, которую я не получал первые год-полтора.
Не так давно вы запустили партнерскую программу. Какое кол-во продаж в месяц делают партнеры?
- Пока не очень много, в январе было около 5000, но эта цифра растет и динамикой мы довольны.
Тебе хватает денег или всегда хочется чего-то большего? Есть материальное желание, которое пока не можешь себе позволить осуществить?
- Как и у всех сотрудников у меня фиксированная зарплата, плюс квартальные премии, если достигнут запланированный результат. Сумму называть не буду, она довольно средняя по рынку. Я не могу себе позволить купить такую виллу, какую мне хотелось бы иметь, все остальное у меня уже есть.
Сейчас огромное количество вебмастеров-манимейкеров смотрят на твои успехи, кусают локти и думают-думают-думают. Что им делать? Или все-таки «на завод»?
- Просто «думать» мало, нужно еще и делать. К сожалению, я больше вижу таких, которые наоборот, не думают, а делают глупости из разряда «срубить бабла побыстрее». Людей «заточенных» на перспективу в вебмастерско-манимейкерской среде единицы либо они ловко прячутся. Совсем на завод идти, конечно, не стоит, я бы порекомендовал устроиться в интернет-компанию, поработать, набраться опыта, Идея с большой буквы рано или поздно придёт, а опыт поможет ее реализовать.