Подполковник К. Д. Денисов совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 6 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 27 Августа 1915 года в деревне Большое Соколово, ныне Можайского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на Московском тормозном заводе. Окончил 1 курс Московского лесотехнического института. С 1934 года в Военно - Морском Флоте. В 1936 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков. Участник боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 8-го истребительного, 7-го истребительного и 11-го Гвардейского истребительного авиаполков. Командовал эскадрильей, полком, смешанной авиационной дивизией.
К Октябрю 1942 года командир 7-го истребительного авиационного полка ( 62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота ) Подполковник К. Д. Денисов совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 6 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Войну закончил на Дальнем Востоке, участник разгрома японской Квантунской армии. Всего совершил 536 боевых вылетом. В воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами.
После войны продолжал службу в морской авиации. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Работал там же старшим преподавателем. Кандидат военных наук, доцент. С 1976 года Генерал - Майор авиации К. Д. Денисов - в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Ущакова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Его имя носит село в Симферопольском районе Крымской области. Автор книги "Под нами - Чёрное море".
* * *
Службу в авиации Константин Дмитриевич Денисов начал осенью 1936 года на Дальнем Востоке, летая на тяжёлом четырёхмоторном бомбардировщике ТБ-3. С немалым трудом удалось ему осуществить свою давнюю мечту - пересесть на истребитель. Летать начал на И-5, а потом пересел на И-16 - чуть ли не лучший тогда в мире истребитель - и, несмотря на его исключительную "строгость", успешно освоил пилотирование как днём, так и ночью.
Боевое крещение молодой лётчик - истребитель получил во время Хасанских событий. Около 10 раз пришлось ему со своим звеном самостоятельно и в составе эскадрильи вылетать в район боёв. Японские авиаторы явно осторожничали, видимо, на пользу им пошёл печальный урок встреч с нашими воздушными бойцами в небе Китая. Это позволяло истребителям, после окончания сопровождения бомбардировщиков или патрулирования над полем боя, снижаться и с бреющего полёта поражать противника из пулемётов.
...На рассвете 22 Июня 1941 года с крымских аэродромов поднялись по тревоге самолёты - истребители. Одну из групп повёл на прикрытие Севастополя от вражеского налёта Старший лейтенант Константин Денисов - впоследствии Генерал - Майор авиации, Герой Советского Союза.
В период героической обороны Севастополя эскадрилью Константина Дмитриевича Денисова знали не только авиаторы. По каким - то неведомым каналам молва о ней проникала в окопы к пехоте, к морякам на корабли.
Уже в ночь на 30 Августа 1941 года К. Д. Денисов на истребителе И-15бис из состава 8-го ИАП сбил при свете луны бомбардировщик Ju-88, обломки которого на следующий день выбросило море. В следующую ночь Денисов сбил бомбардировщик Не-111, который также рухнул в море. В этот раз не всё вышло гладко. В "Ишачке" Константина Денисова механики насчитали 21 дырку от осколков снарядов наших же зенитчиков.
В годы войны газеты часто печатали портреты этого офицера, рассказывали о его боевых подвигах. Но, не многие из фронтовиков могут припомнить, чтобы об их боевых делах сообщалось в сводках Совинформбюро. У Денисова есть такое на памяти. Первый раз Совинформбюро сообщило о нём 25 Сентября 1941 года: "Группа истребителей под командованием Старшего лейтенанта Денисова подожгла и уничтожила при налёте на вражеский аэродром 11 самолётов".
- В Сентябре 1941 года, - вспоминает К. Д. Денисов, - немцы, используя преимущество в живой силе и технике, прорвались к Перекопу. Начались оборонительные бои за Крым. Я в то время только что вступил в должность командира 3-й эскадрильи 8-го истребительного авиаполка. Летать приходилось много: на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие перехода кораблей морем, да и на штурмовку. Наши истребител
и И-16 и И-15, которыми была вооружена эскадрилья, применялись и для нанесения штурмовых ударов: они имели мощное бомбовое и стрелково - пушечное вооружение.
Тот памятный вылет, о котором сообщало Совинформбюро, состоялся 21 Сентября, в воскресенье. День был по - лётнему теплый, солнечный. Во второй половине дня в воздух поднялось почти 50 наших самолётов: 44 истребителя и 3 "Ила". Они составляли две группы - ударную, которую возглавил Денисов, и группу прикрытия. Задача стояла простая: нанести удар по аэродрому Чаплинка, где, по данным нашей разведки, находилось около 50 вражеских самолётов.
Дальше события развивались так. К аэродрому обе группы подошли благополучно: видимо, немцы не ожидали нападения в воскресенье. Снизившись до предельной высоты, черноморцы нанесли удар, потом ещё один. Внизу возникли факелы: горели вражеские самолёты.
Опомнившись, противник открыл зенитный огонь. С соседнего аэродрома вылетели навстречу 12 "Мессеров". Завязался ожесточённый воздушный бой.
Отбивая атаки врага, Константин Денисов уводил эскадрилью за линию фронта. Но противник наседал. Несколько "Мессеров" навалились на машину Денисова. Развернувшись, командир повёл свой самолёт в лобовую атаку. Огненные трассы тянулись ему навстречу, но он не сворачивал с курса. Казалось, ещё мгновение - и самолёты столкнутся. И тут нервы врага не выдержали. Он резко отвернул, подставив под удар фюзеляж своего самолёта. И Денисов с близкого расстояния расстрелял его. "Мессер" свалился на крыло и, объятый пламенем, устремился вниз.
Но снаряд другого вражеского истребителя ударил в край бронеспинки машины Денисова. Мелкие осколки, пробив комбинезон, впились в тело. В глазах потемнело, комэск почувствовал, как под одеждой потекли тёплые струйки крови. Каждое движение острой болью отдавалось во всём теле. Но молодой командир понимал, что он не может, не имеет права оставить самолёт и тем более своих боевых товарищей, которые с не меньшей яростью продолжали отбиваться от наседавшего врага. Он видел, как рухнули на землю ещё 2 "Мессера", подожжённые меткими очередями Старшего лейтенанта С. Войтенко, как задымил ещё один вражеский истребитель, подбитый командиром звена лейтенантом Н. Евсеенко.
У командира больно защемило сердце, когда он увидел, как пронёсся к земле самолёт Старшего лейтенанта Василия Ручкина, оставляя в небе чёрный, дымный след. Немецкий пилот, торжествуя победу, стал пристраиваться к истребителю Младшего лейтенанта Егора Шаркевича. Мобилизовав все свои силы, Денисов поднял самолёт и сверху полоснул врага оставшимся боезапасом. Немец, увлекшись боем, не ожидал атаки и поплатился жизнью.
Радость победы придала сил. Теперь, казалось, и раны меньше ныли. Собрав своих ведомых, Денисов вернулся на аэродром, откуда его сразу же увезли в госпиталь...
Во время войны все лётчики в полку знали, что командир летает на боевые задания с трофейным немецким пистолетом. Помнится, Денисов доверял чистить и смазывать это оружие лучшим механикам по авиавооружению. Обычно занимались этим или Григорий Нонка, или Василий Цикало. Молодым воинам, разрешалось только смотреть как они священнодействовали, разбирая и собирая незнакомое оружие.
Как же попал немецкий пистолет к советскому командиру ? Это тоже своеобразная веха в его боевой биографии, память об одной из его многочисленных воздушных схваток с врагом в первые месяцы войны.
21 Декабря 1941 года Капитан Денисов в паре с Лейтенантом Николаем Сиковым вылетели на выполнение необычного задания: сбросить листовки на позиции врага. После того как была выполнена задача, они обнаружили колонну вражеских автомашин и повозок, двигавшуюся по шоссе в направлении Севастополя. Решение созрело сразу: атаковать ! Огнём пушек и пулемётов они рассеяли колонну. Затем набрали высоту, взяли курс на свой аэродром. И вот в районе Мекензиевых гор заметили несколько бомбардировщиков Ju-87, которые, маскируясь складками местности, используя облачность, направлялись к нашим позициям в район Севастополя.
Советские лётчики атаковали противника. Вскоре один из бомбардировщиков, подбитый Денисовым, отвернул в сторону. Капитан видел, как вражеский лётчик выбросился с парашютом, как его понесло в сторону наших окопов. Остальные самолёты противника повернули обратно, скрывшись в облаках. Вечером того же дня Денисова неожиданно вызвали на командный пункт Военно - Воздушных сил Черноморского флота.
К. Д. Денисов у своего МиГ-3. 1942 год.
- Мы вас пригласили, товарищ Д
енисов, - сказал старший офицер, которому Капитан доложил о прибытии, - чтобы удовлетворить просьбу вот того непрошеного гостя, - он кивнул в сторону угла, где сидел немецкий офицер под конвоем краснофлотца. - Это по вашей "вине" он оказался у нас, просит вручить свое личное оружие лётчику, который его сегодня сбил. Мы решили выполнить его просьбу.
Офицер подошёл к столу, взял "Браунинг" и вручил его Денисову, пожелав при этом новых побед. И, словно в ответ на это, Капитан на другой день сбил над Севастополем "Мессершмитт", одержав 6-ю по счёту победу с начала войны...
О другом пистолете, которым Денисова наградил Военный совет Черноморского флота, можно узнать из рассказа самого Константина Дмитриевича. История этого подарка такова. Утром 24 Ноября 1941 года группа наших самолётов в составе 5 "Илов", 4 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, 10 истребителей И-16 и МиГ-3 вылетела для нанесения удара по аэродрому Сарабуз, где немцы сосредоточили до 40 самолётов различных типов. Штурмовики вёл Герой Советского Союза Капитан А. Губрий, пикировщики - Капитан Ю. Пешков, И-16 - Капитан К. Денисов, а "МиГи" - Капитан И. Яковлев. Все они были опытные воздушные бойцы.
Набрав высоту и построившись в боевой порядок, группа взяла курс в море. На траверзе города Саки развернулись вправо с таким расчётом, чтобы над Сарабузом появиться со стороны, откуда враг меньше всего ожидал нападения.
Первыми удар нанесли "Петляковы", за ними - "Илы" и И-16, которые были подготовлены в штурмовом варианте. В предрассветной дымке наступающего дня заполыхали пожары: горели склады, самолёты, казармы.
С соседнего аэродрома немцы вызвали несколько Ме-109. Но истребители группы прикрытия были начеку. Они навязали врагу бой, 2 самолёта сбили, заставив остальных прекратить атаки.
Все участники налёта благополучно вернулись на свой аэродром, уничтожив 16 машин и одну зенитную пушку врага. За эту операцию командиры групп были награждены именным оружием. А через две недели командующий ВВС Черноморского флота вручил Денисову орден Красного Знамени - первую правительственную награду.
В ночь на 24 Апреля 1943 года Константин Денисов одержал свою очередную победу: на истребителе Р-40 он сбил бомбардировщик Ju-88, который рухнул в море возле берега в 24 км к северу от Поти.
Вечером 22 Ноября 1943 года Константин Денисов со своим ведомым Владимиром Прозором, летая уже на истребителе Р-39 "Аэрокобра", сбил довольно "редкую птицу" - поплавковый гидросамолёт Аr-196. Как позднее выяснилось, на этой штабной машине летело несколько офицеров, при одном из которых оказались важные документы.
В Октябре 1944 года боевые товарищи провожали Гвардии подполковника Денисова на учёбу: он был зачислен слушателем Высших академических курсов усовершенствования ВВС и ПВО при Военно - Морской академии. Всё было торжественно: парадная форма личного состава, сияние орденов и медалей на груди офицеров и матросов, Гвардейское знамя полка, украшенное двумя орденами Красного Знамени. И было немного грустно, как бывает всегда, когда расстаешься с дорогим и близким человеком.
Константин Дмитриевич Денисов сражался на различных фронтах Великой Отечественной войны: дрался с врагами в небе Крыма и Кавказа. После окончания курсов, командуя 16-й смешанной авиационной дивизией, участвовал в Советско - Японской войне 1945 года. Лётчиками этой дивизии было выполнено более 500 боевых вылетов с общим налётом 929 часов.
После окончания боевых действий Константин Дмитриевич два с лишним года продолжал служить на командных должностях в Военно - Воздушных Силах. Но большое напряжение, вызванное двукратной службой на Дальнем Востоке, боевой работой, ранением и перенесённым тифом, не прошли бесследно. Вскоре врачи напрочь отлучили его от лётной работы. Пришлось искать работу на земле.
Он поступил в Академию Генерального штаба, после окончания которой был оставлен на преподавательской работе. Четверть века проработал здесь Константин Дмитриевич, используя свой большой боевой опыт, знания для подготовки военных кадров высшей квалификации.
В 1953 году Генерал - Майор авиации Денисов успешно защитил диссертацию и стал кандидатом военно - морских наук, а в 1958 году за успешную педагогическую деятельность, активное участие в научно - исследовательской работе ему было присвоено учёное звание доцента.
Выйдя на пенсию, Константин Дмитриевич продолжает активно трудиться. Привычка к труду и армейская закалка не дают покоя рыцарю черноморского неба.