Бранкузи принято считать пионером современной скульптуры. В его работах ярко выделяются текучие стилистические контуры и целостность объемов, а в более позднем творчестве – лаконизм и геометрическая отвлеченность форм. Самые известные его произведения: 'Спящая Муза', 'Бесконечная колонна', 'Прометей', 'Птица в пространстве', 'Поцелуй', 'Мадемуазель Погани', 'Новорожденный' и др.
Константин Бранкузи родился 19 февраля 1876-го, в селе Хобица (Hobiţa), недалеко от Румынских Карпат (Carpathian Mountains, Romania). Его родители, Николае (Nicolae) и Мария (Maria), были бедными крестьянами, получавшими гроши за каторжную работу. Константин в раннем возрасте научился вырезать фигурки из дерева, к чему, определенно, имел талант. Он часто убегал из дома, спасаясь от издевательств со стороны своего отца и братьев.
В девять лет Бранкузи оставил родные края, чтобы найти работу в ближайшем большом городе. В одиннадцать он поступил на службу к бакалейщику в Слатине (Slatina), а затем перебрался в Крайову (Craiova). Когда юноше стукнуло 18 лет, он смог из подручных средств смастерить неплохую скрипку, благодаря чему попал в школу искусств и ремесел (Craiova School of Arts and Crafts). Он окончил школу в 1898-м, еще больше полюбив работу с деревом.
После поступления в Бухарестскую школу изобразительных искусств (Bucharest School of Fine Arts) Бранкузи многое узнал о скульптуре. Одна из его самых ранних сохранившихся работ – статуя человека без кожи, показывающая мышечные ткани. В 1903-м Бранкузи отправился в Мюнхен (Munich), а оттуда в Париж (Paris). Через пару лет его пригласил к себе в мастерскую Огюст Роден (Auguste Rodin), где Бранкузи пробыл всего два месяца, после чего сам начал разработку своего революционного стиля.
В следующие несколько лет он изготовил множество вариантов 'Спящей Музы' и 'Поцелуя', в дальнейшем переходя на упрощение геометрических форм. Его работы снискали популярность во Франции (France), Румынии и США (United States). В 1913-м про
изведения Бранкузи были представлены на Арсенальной выставке (Armory Show) современного искусства в США.
В 1920-м скульптор презентовал в Салоне Индепендент (Independent Salon) свою печально известную работу 'Княгиня Х'. В этой бронзовой скульптуре публика не увидела изображение женского идеала, о котором заявлял Бранкузи, зато у подавляющего большинства рождались прямые ассоциации с фаллосом. Всемирная известность пришла к Константину в 1933-м, когда он должен был участвовать в строительстве зала медитаций в Индии (India) для махараджи Индора (Indore). Однако когда в 1937-м Бранкузи прибыл в Индию, чтобы приступить к реализации проекта, махараджа уже потерял всякий интерес к задумке скульптора.
В 1938-м Бранкузи закончил работу над архитектурно-скульптурным комплексом на улице Героев в румынском городе Тыргу-Жиу (Târgu-Jiu), где провел часть своего детства. Его творения 'Стол молчания', 'Врата поцелуя' и 'Бесконечная колонна' стали памятью о мужестве и самопожертвовании румынских граждан, которые в 1916-м противостояли немецкому вторжению. Восстановление этого комплекса было осуществлено по инициативе Всемирного фонда памятников и завершено в 2004-м.
После величественной работы в Тыргу-Жиу Бранкузи за оставшиеся ему девятнадцать лет создал меньше пятнадцати произведений, по большей части перерабатывая ранее использованные темы. Его слава росла из года в год, что не помешало Константину удалиться в тень.
Бранкузи умер 16 марта 1957-го, на 81 году жизни, оставив после себя 215 скульптур.
Изображение скульптора появилось на банкноте в 500 лей (выпуск 1991-1992).