Популярные личности

Конгар-оол Ондар

мастер горлового пения
На фото Конгар-оол Ондар
Категория:
Дата рождения:
1962-03-29
Дата смерти:
2013-07-25
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

КОНГАР-ООЛ ОНДАР ГОРЛОМ ВЗЯЛ АМЕРИКУ

Я не в силах подыскать слова для исконного, нутряного, непонятно, от какой печенки-селезнки идущего, звука горлового пения. Впрочем, и Конгар-оол Ондар -- мастер-виртуоз этого самого пения -- так и не смог объяснить, как же все-таки возможны эти пленяющие, завораживающие, почти что гипнотические звуки.


-- Конгар-оол, вы, я знаю, популярны во всем мире.

-- Да. Я в Швеции был, в Финляндии был, в Голландии, в Америке. Там такие поклонники -- фанаты

аж! На концерты приходят -- аншлаг! Автографы просят. Диски за какие хочешь деньги покупают. Я шесть дисков в Америке выпустил. Один из них -- "Бэк Тыва Фьючер" -- в 1999 году попал в хит-парад газеты "Нью-Йорк пост" "10 лучших дисков года": Пол Маккартни на четвертом месте, а я на десятом!

-- А в Красноярске выступаете в зальчике на сотню мест...

-- В России никому ничего не надо! Никуда не приглашают: ни с концертами, ни записываться. Диски, если и продают, то мало-мало и пиратские. Обидно!

-- Но хотя бы в Тыве вы -- пророк в своем отечестве? Вас ценят?

-- Как сказать... Меня знают, уважают и чуть ли не за национальное достояние держат. В 92-м "народного хоомейжи" дали -- звание, сравнимое с "народным артистом" в России, его в Тыве всего 15 человек имеют. Но в то же время я не получаю помощи от власти. Вот, к примеру, я десять с лишним лет в училище искусств преподаю. И все эти годы мечтаю поднять уровень училища -- чтобы оно уже вузом считалось. Это же очень важно! Дали бы одаренным мальчишкам возможность не в каком-то там училище, а в нормальном институте учиться. Но у нас такие чиновники сидят -- тьфу!.. Или еще -- народные музыкальные инструменты. Нету в Тыве мастерских, где их можно заказать! Не-ту! Парни деревяшку взяли, обстругали кое-как, сами, вручную, вышли на сцену -- играют. Позор! И сколько я ни просил: заложитеденьги, закупите станки, откройте, наконец-таки, производство -- попусту... Я в 98-м году сам избрался в парламент Тывы. Четыре года там депутатил. Думал, хоть как-то национальную культуру поддержу. Потом плюнул, ушел из политики. Надоело на эту грязь смотреть!

-- Однако спеть для политиков вы не отказываетесь. Было дело -- перед Борисом Ельциным выступали.

-- О! Смешная история! В 94-м Ельцин приехал в Тыву. Сидит. Араку пьет -- нашу водку национальную, молочную. Я пою. Вдруг он встает, подходит ко мне. "А ну-ка! -- говорит. -- Показывай, что за инструмент во рту прячешь!" Я прям испугался. "Никакого, -- отвечаю, -- инструмента. Сам пою". "А ну-ка еще раз!" Я спел. "Не верю! Еще!" Еще спел. "Теперь верю. Вот какие замечательные у нас таланты! А российское звание у них есть?" -- "Нет". -- "А в чем дело?!" И вскоре после этого мне дали звани

е заслуженного артиста РФ.

-- Конгар-оол, может ли не тувинец овладеть горловым пением?

-- Почему нет? Это все россказни, что у тувинцев горло как-то иначе устроено. У негров же нормальное горло, хоть они и рэп читают. Нашему пению и русские, и японцы, и американцы, и кто угодно учится. В прошлом году, к примеру, норвежцы приезжали -- аппаратуры понавезли, записывали, переслушивали по сто раз, повторяли... У нас в Тыве, по статистике, каждый пятый -- горловик. Мы -- дети природы. И мы имитируем природные звуки: ветер гудит,речка журчит, зверь рычит -- тувинец подражает. От этого звукоподражания горловое пение и идет. Так же, как выступления на дискотеках.

-- А Далай-Ламе тувинские песни понравились?

-- А то! В октябре 2003-го я участвовал в фестивале "Будда-парк" в Индии. В Нью-Дели есть парк. Раньше он ужас в каком состоянии находился: грязь, запустение. И Далай-лама XIV проявил инициативу: давайте-ка мы этот парк расчистим, уберем! И убрали! Провели что-то типа субботника, весь мусор вывезли, и поставили посреди парка Будду -- огромную статую, Далай-Лама ее освятил, и парк назвали Будда-парк, он стал священным. С тех пор десять лет прошло, теперь там фестивали проводятся: представители всех-всех-всех конфессий молятся вместе, музыканты выступают, артисты. С Далай-Ламой я лично встречался. Меня как представителя страны с Далай-Ламой и познакомили. Он мне подарил кадак -- это шарф такой особый. А я ему -- фигурку из камня агальматолита: як и на яке

сидит мальчик. Далай-Лама обрадовался! Як -- это ведь символ Тибета, самое чтимое животное, как в Тыве -- лошадь...

-- Кстати, о лошадях. Правда ли, что тувинец первую песню поет о родине, вторую -- о матери, а третью и все последующие -- о лошадях?

-- Точно! У нас в народе говорят: "Нет лошади -- нет жизни". В старину кочевники слагали целые эпосы по 500-600 куплетов вроде: "Я 50 (или 60, 70) дней вдали от дома, я погоняю овец, я скучаю по родине..." И ритм -- точь-в-точь как ритм езды на лошади. У нас на концертах некоторые слушатели даже раскачиваются в креслах, точно в седлах, -- так на них музыка действует.

-- А о любви, о женщинах вы, что же, совсем не поете?

-- Я ж вам говорю: нет лошади -- нет жизни! Раз лошадь есть, значит и жизнь есть, и любовь. Зачем петь? И так понятно!

-- Я слышала, есть один стиль горлового пения, им минуту-две попоешь -- и выр

вет, такое сильное напряжение для организма. Это так?

-- Да ну! Опять выдумки! Мы часами так можем петь, всю ночь можем. Физическая нагрузка, конечно, есть. Поэтому не рекомендуется заниматься горловым пением детям или женщинам, говорят, у женщин может матка деформироваться... Но у нас и малыши по 5-6 лет, и женщины -- все поют. Организм привыкает, тренируется, как у спортсменов.

-- Знаю, что вы создали в Кызыле музей "Юрта-хоомей", посвященный горловому пению.

-- Не музей -- класс в училище оформил в виде юрты. Развесил по стенам музыкальные инструменты,

портреты горловиков, одно, другое. Это мне как дом! В училище, в классе моем, красота, уют, а дома -- так-сяк. Дома я почти не бываю.

-- А как же семья?

-- Семья есть! Я уже дедушка! В 37 лет стал дедом. Внуку уже 3 года, а папашке его -- моему сыну то есть -- 23. Это у меня от первого... ну не то что брака, а так... Влюбился я, короче, еще в школе -- вот Чингиз и родился. Мне 18 лет было. Скороспелка!

-- Чингиз -- ваш единственный сын?

-- Нет! Еще Монгэ-Байыр есть. Он на фортепиано играет и танцует хорошо.

-- То есть двое детей?

-- Ну да, двое. Сын и дочь.

-- Еще и дочь?!

-- Ага, еще дочь где-то есть!

-- Что-то вы меня запутали...

-- Я и сам в своих детях давно запутался!

-- Ну что ж, пока мы с вами не запутались окончательно -- спасибо за интервью! Четырдым!

Биография

Конгар-оол (имя переводится как "колокольчик") Борисович ОНДАР родился в 1962 году в Тыве. Горловому пению научился еще в детстве от родного дяди. В 1982-м окончил творческую мастерскую эстрадного искусства в Ленинграде по специальности "конферанс". В 1983-м был призван в армию, служил на дальневосточном флоте, но вскоре вернулся на гражданку, так как при погрузке мешков с сахаром серьезно повредил шею. Окончил пединститут в Кызыле, работал в школе учителем русского языка и литературы. С 1985 года выступает как исполнитель горлового пения, участвует в различных фестивалях, конкурсах, гастролирует -- преимущественно на западе. На его счету 6 записанных в США альбомов. В их записи участвовали "Кронос-Квартет", Фрэнк Заппа, Микки Харт, Пол Пена. С 1992 года преподает горловое пение в кызыльском училище искусств. Из числа своих учеников создал группу "Алаш", получившую гран-при на I Международном этническом фестивале "Саянское кольцо" (фестиваль проходил в 2003 году в Шушенском)



Поделиться: