Я знаю, что Джо Дассен ужасно не любил давать автографы. Он действительно старался избегать этой "церемонии"?
Мягкий тембр голоса, немного грустная улыбка, белый смокинг... На фоне агрессивного и жесткого рока 60-х этот американский француз, сделавший ставку на щемящую лирику, произвел в России настоящий фурор. Каждая его песня становилась хитом. Диски продавались рекордными тиражами, он держался во главе хит-парадов многие годы подряд, оставив далеко позади самого Сальваторе Адамо. 30 лет назад, в возрасте 41 года, Джо Дассена не стало. Один из тех, кто был невольным свидетелем смерти певца, - его ближайший друг Клод Лемель. Он не только провел рядом с певцом почти 15 лет, но и написал тексты самых известных песен Дассена. С Клодом Лемелем специально для "Недели" в Париже встретился Богдан Бондаренко ("Экспресс", Украина).
неделя: Это правда или байка, что дедушка Джо Дассена был родом из Одессы?
- клод лемель: Да, он был парикмахером в Одессе. А когда в начале прошлого века приехал в Соединенные Штаты, служащий при оформлении документов толком не расслышал его фамилию (что-то типа "Датсин") и записал: "Дассен". По крайней мере в семье так рассказывали эту историю... Других подробностей о своих предках Джо Дассен не знал. Да и в Одессе никогда не был. Правда, в Советском Союзе выступал и был очень воодушевлен тем, как его принимали русские.
н: Ваша дружба длилась почти 15 лет. За эти годы Джо Дассен сильно изменился?
- лемель: Джо был хорошим парнем, щедрым, добрым. Но у него, как и у всех, конечно же были недостатки. Например, он был раздражителен. Мог вспылить, прийти в ярость. И, как все знаменитости, он был эгоцентричен. А еще Джо любил рассказывать небылицы!
н: Ну, это типично для одессита!
- лемель: А-а-а, теперь я все понимаю. (Смеется.)
н: Говорят, Джо Дассен сомневался в своем таланте? Был скромным и даже застенчивым...
- лемель: Он был даже слишком подвержен сомнениям. И часто говорил мне: "Ты видишь, Клод, когда нет таланта, приходится много работать". Я же считаю, что у Джо Дассена не было никаких оснований для таких комплексов. Но они у него были!
н: И в то же время он отличался повышенной требовательностью к людям, с которыми работал. Я читал, что вам приходилось переписывать некоторые песни по 20 раз...
- лемель: Ну, может быть, и не по 20 раз, но часто. Это правда. Песни надо было переделывать до тех пор, пока ему не понравится... Джо обсуждал и оспаривал буквально каждое слово. Тогда это жутко надоедало. Но были и исключения - например, песню L'ete Indien ("Бабье лето") и A toi ("Для тебя") Джо одобрил сразу. Текст последней мы написали с Пьером Деланоэ за два-три часа. И Джо потом ни к чему не придирался... А вот над Le jardin du Luxembourg ("Люксембургским садом") пришлось попотеть в течение нескольких дней. Причем мой постоянный соавтор не захотел над ней работать, и я сам все написал. А там все-таки 12 минут! Думаю, начало этой песни более удачное, чем ее окончание. Я бы мог написать лучше, но мне не хватило времени.
н: А где вы обычно собирались?
- лемель: Дома у Дассена. Джо хотел, чтобы мы были буквально перед ним. Он сидел за столом, а мы, Пьер и я, - напротив. И это длилось с 11 часов утра и до полуночи. Он нас подолгу мог не отпускать!
н: Без обеда, без перерыва?
- лемель: Нет, нет, конечно, мы ели и пили. (Смеется.)
н: Я знаю, что Джо Дассен ужасно не любил давать автографы. Он действительно старался избегать этой "церемонии"?
- лемель: Он просто не понимал, зачем людям его "закорючка", находил это странным. (Поэтому довольно часто автографы вместо звезды ставила его секретарша, которая отвечала на письма, приходившие в офис Джо Дассена. - "Неделя".) А вообще Джо пытался разграничивать свою профессиональную и личную жизнь. Он говорил: "Вот я надеваю свой белый костюм и поднимаюсь на сцену. Я выполняю свою профессию, представляя собой "развлекателя публики" (это его определение). Но как только это закончено, я хочу, чтобы меня оставили в покое!"
н: Джо Дассен был дважды женат... Жены влияли на его характер, творчество?
- лемель: Мариз - первая жена - была умной, уравновешенной и серьезной женщиной. Чего нельзя сказать о Кристин! Но, без сомнения, у Джо было больше страсти со второй женой. Он действительно ее любил. Я не хочу сказать, что он не любил Мариз. Но вторая любовь была по-настоящему пылкой, той, которая переворачивает всю жизнь. Хотя страсть, как известно, чувство опустошающее... К тому же Кристин увлекла Джо вещами, которые были вредны для его здоровья. Он и до этого много курил, немало выпивал, а тут - новые злоупотребления. (В своей книге Клод Лемель откровенно пишет, что речь идет о кокаине. - "Неделя".) Точно не знаю, кто из них двоих начинал, да это и не важно. Но все эти увлечения, повторюсь, нанесли непоправимый ущерб здоровью Джо. В итоге достаточно крепкий мужчина ушел из жизни в 41 год!
н: В тот момент, когда это случилось, вы находились рядом?
- лемель: Да, все произошло 20 августа 1980 года на Таити... В тот момент он ничего не принимал. Вопреки слухам, могу сказать, что Джо Дассен не умер от передозировки наркотиков. Это уж точно! В то злополучное утро он был в прекрасной форме, даже прошел девять лунок, играя в гольф... Но проблема состояла в том, что его сердце было изношенно, и оно не выдержало.
н: А что было почвой для слухов по поводу передозировки?
- лемель: Почвой послужило то, что он делал раньше. Люди ведь были в курсе событий... Но я думаю, он собирался остановиться.
н: Джо Дассен обращался с проблемами сердца к врачам?
лемель: В 30 лет у него случился перикардит. Это такой вирус, который поражает сердце... А в июле 1980 года, буквально за месяц до смерти, во время выступления в Канне произошел инфаркт. Некоторое время Джо пролежал в парижской больнице, после чего отменил выступления и старался быть поосторожнее. Ну а вскоре мы улетели на Таити... Вероятно, сказался и перелет: все-таки далекое путешествие само по себе довольно утомительно.
н: Его похоронили в Америке, в Лос-Анджелесе. А почему не во Франции?
- лемель: В обсуждении этого вопроса я не участвовал. Я ведь не член его семьи. Наверное, так решили Жюль и Мелина (отец и мачеха. - "Неделя"). Могила Джо Дассена - на местном еврейском кладбище. Кстати, недавно там побывали мои друзья, и знаете, что их очень удивило: надгробие утопает в цветах. А ведь в Америке его никто не знает!
н: Один из сыновей Джо Дассена посвятил себя сцене. Он даже как-то выступал в Москве. А чем увлекается второй сын?
- лемель: Да, Жюльен, о котором вы говорите, занимается интерпретацией творчества отца. Хотя это и нелегко - ведь слушатели постоянно их сравнивают. А вот Жонатан пишет собственные песни. Уже несколько лет я прошу его: "Покажи мне, что же ты делаешь?" Но до сих пор так ничего и не увидел. Он такой же застенчивый, как и его папа... А Жюльен, думаю, появится в новом спектакле, посвященном Джо Дассену.
н: Да, по дороге к вам я видел афиши в метро. Наверное, вы тоже принимаете участие в подготовке этого мюзикла?
- лемель: Я даю советы режиссеру спектакля - Кристофу Барратье, известному по фильмам "Хористы" и "Париж! Париж!". Он много расспрашивал меня о том, каким был в жизни Джо Дассен, уточнял хронологию некоторых событий. Я с удовольствием обо всем рассказал, поскольку хочу, чтобы образ моего друга получился правдивым и достоверным. Ну а премьера спектакля состоится в октябре в Париже.
н: А вы никогда не думали, как бы сложилась ваша судьба - по крайней мере творческая, если бы вы не встретили тогда, в 1966 году, Джо Дассена?
- лемель: Несколько раз я ему говорил: "Если бы не было тебя, то не было бы и меня как автора!" И он мне всегда отвечал: "Перестань заблуждаться, Клод, ты бы наверняка встретил кого-то другого, и все бы произошло так, как произошло". Но я все-таки склонен думать, что он во многом изменил мою жизнь.
н: Кстати, благодаря Джо Дассену (а поскольку вы - автор текстов, то и благодаря вам) в те времена многие люди в нашей стране стали учить французский язык. Наверняка вы слышали об этом?
- лемель: Не-е-ет. Но я очень тронут тем, что вы мне сказали. Это великолепно! Я сам когда-то увлекся английским, начав слушать "Битлз". А тут - всё наоборот... А еще я рад, что даже через 30 лет после смерти Джо Дассена его песни звучат в эфире (и не только во Франции, но и в России)
Клод Лемель родился 12 октября 1945 года в Париже. Преподавал историю в Сорбонне. Случайно познакомился с Джо Дассеном, когда тот зашел в Американский культурный центр, расположенный напротив его дома, в поисках исполнителя на банджо.
Сначала писал песни для сестры Дассена - Жюли, которая тоже пела. А потом начал сотрудничество и с самим Джо. Клод Лемель - автор песен "Люксембургский сад", "Бабье лето" (музыка Тото Кутуньо), "Для тебя", Taka-takata ("Така-таката"), Et si tu n'existais pas ("Если б не было тебя") и других, которые вошли в золотой фонд французской эстрады.
Работал также с Мирей Матье, Далидой, Хулио Иглесиасом, Джонни Холидеем. Сегодня возглавляет Национальный союз авторов песен и композиторов.