Создатель жанра музыкального фильма. Отличительные черты его картин — юмор на грани бурлеска и буффонады, неуёмный полёт фантазии с элементами дадаизма.
Рене Шометт родился и провёл большую часть жизни в Париже. Демобилизовавшись на исходе Первой мировой войны, устроился ассистентом режиссёра Луи Фейада и взял псевдоним Клер. В 1923 г. снял первый собственный фильм — «Париж уснул», который имел шумный успех в среде авангардистов.
В следующем году
поставил короткометражный «Антракт», в котором появляются многие деятели французского авангарда — Эрик Сати (написавший музыку для фильма), Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Мэн Рэй. Сюжет — похороны труппой шведского балета своего ведущего танцовщика. Гроб тянет в гору верблюд, за ним следует траурн
ая процессия. Верёвка рвётся, и гроб начинает скользить вниз по склону, грозя придавить провожающих. Когда он наконец останавливается, из него появляется «покойник» и начинает выделывать танцевальные па. Сценарий другого фильма написал для Клера Владимир Маяковский. Режиссёр не скрывал своего интере
са к современной литературе, и в свободное время написал и опубликовал несколько романов.
Наступление эры звукового кино поначалу привело Клера в замешательство, пока он не пришёл к мысли о возможности использования звука и изображения в качестве взаимодополняющих линий, своего рода контрапункта.
Своё видение звукового кино он воплотил в побившей всей рекорды популярности комедии «Под крышами Парижа» (1930), которая считается первым музыкальным фильмом, по крайней мере, в Европе. Не менее успешны были и следующие звуковые ленты Клера — комедия «Миллион» (1931) и гротескная сатира «Свободу н
ам!» (1932). В 1934 г. он снял антифашистский фильм «Последний миллиардер», который был запрещён в Германии и ряде европейских стран, побудив Клера перебраться в США.
Первый американский фильм Клера — «Привидение едет на запад» (1936) — был тепло принят, чего нельзя сказать о трех следующих фильм
ах, которые были восприняты как чересчур «вольные» по голливудским меркам. Наиболее известна среди них экранизация «Десяти негритят» Агаты Кристи. После войны Клер вернулся во Францию, где снял «Молчание — золото» (1949) и историческую комедию «Большие манёвры» (1955).
Подобно своему младшему сов