Керк вывел формулу своего успеха, которой потом не раз делился с менее богатыми соотечественниками. "Я просто не пытаюсь обглодать кость дочиста, - объясняет он. - Не жду, пока цены достигнут максимума. Ведь они имеют привычку неожиданно падать. Я делаю свой ход уже тогда, когда прибыль кажется мне справедливой".
На днях суд отклонил претензии американского миллиардера Керка Керкоряна к автоконцерну DaimlerChrysler на сумму $1,2 млрд. Керк подал иск на DaimlerChrysler еще полтора года назад, требуя возместить потери от падения стоимости акций американской компании Chrysler после ее слияния с немецкой Daimler-Benz в 1998 году. Впрочем, это решение явно не подрубит дерево финансового благополучия миллиардера, который был последним ребенком в семье бедных армянских эмигрантов. Школьный хулиган, позже он стал чемпионом по боксу среди любителей. От профессиональной спортивной карьеры его спасла только служба в британских ВВС. Запойный игрок в молодости, Керк разбогател на строительстве казино.
В конце 1940-х годов владелец и пилот небольшого самолета марки "Сессна" Керк Керкорян и нанимавший его торговец металлоломом Джерри Уильямс часто пропадали в казино Лас-Вегаса. В очередной раз проигравшись вчистую, они вышли на улицу. И тут Керк нашел в кармане последние $5. Джерри тут же предложил потратить их на завтрак, но Керкоряну эта мысль не понравилась. "Разве можно на эти деньги купить что-нибудь стоящее?" - ответил он, вернулся в казино и выиграл наконец $700.
Родился Керкор Керкорян (Kerkor Kerkorian) 6 июня 1917 года в городке Фресно, что в американском штате Калифорния. Его родители, Арон и Лиля, перебрались в Соединенные Штаты незадолго до этого, спасаясь от турецкого геноцида армян 1915 года. Керкор, или Керк, как его все называли, был самым младшим из четырех детей Керкорянов. Арон кое-как сводил концы с концами, занимаясь торговлей фруктами, пока в 1921 году Америку не поразил очередной экономический спад. Тогда, чтобы прокормиться, Керкоряны перебрались в большой город Лос-Анджелес.
Но даже в чужой стране Арон и Лиля воспитывали отпрысков, как будто они все еще жили в южной Армении. "В семье со мной говорили только по-армянски, - рассказывал потом Керк. - Английскому языку я учился, играя на улице". Там же дети Керкорянов готовились к американской школе: старший брат Ниш учил Керка боксировать. Уроки не прошли даром - когда младшего Керкоряна перевели в класс для трудных детей, он уже мог постоять за себя.
С 9 лет Керк стал приносить домой деньги, зарабатывая их на всем, что подворачивалось, - от мытья машин до перетаскивания мебели. После восьми классов он вообще оставил школу, чтобы работать автомехаником и заниматься боксом. Керк находил выброшенные машины, приводил их в относительный порядок и продавал, имея с каждой $5-10 прибыли. Но свое будущее он видел в боксе. Скоро Керк стал местным чемпионом в полусреднем весе среди любителей и получил прозвище Rifle right Kerkorian (что-то типа "стреляющий правой Керкорян").
Но как-то в 1939 году, когда он уже подумывал перейти в профессионалы и начать зарабатывать на жизнь спортом, его подрядил класть камин Тед О'Флаэрти. За работой они разговорились, и Тед предложил Керку прокатиться на своем двухместном самолетике. Через несколько дней Керкорян впервые поднялся в воздух, а уже на следующее утро снова пришел на летное поле, чтобы помогать готовить самолеты. О своих планах стать профессиональным боксером он больше уже не вспоминал.
Через год Керк почувствовал себя готовым для учебы на летчика и отправился в летную школу одной из первых женщин-пилотов Флоренс Барнс по прозвищу Панчо. Ее школа располагалась на ранчо "Счастливое дно" в пустыне Моджав, где сейчас находится военно-воздушная база Эдвардс. При этом Флоренс не только учила будущих летчиков, но и управляла этим самым ранчо.
Правда, денег, чтобы оплатить обучение, у Керка не было. Тогда он предложил отработать учебу на ранчо. Барнс его предложение понравилось, и они ударили по рукам. Теперь между уроками пилотирования Керкорян доил коров и убирал навоз. И через шесть месяцев получил не только лицензию летчика, но и место инструктора в школе Флоренс Барнс.
Однако скоро преподавание Керку сильно наскучило, и он подыскал себе другую работу: перегонять производившиеся в Канаде бомбардировщики "Москит" на Британские острова. Деньги за это платили просто огромные - $1000 за рейс (что примерно соответствует нынешним $10 000). Но риск был тоже немаленьким. В среднем только один из четырех рейсов заканчивался благополучно.
На практике летчики использовали два маршрута. На первом - с промежуточными посадками на Лабрадоре, в Гренландии и Исландии - самолетам грозило обледенение. Заснеженные поля и леса вдоль этого маршрута были просто усеяны разбившимися самолетами. Второй маршрут пролегал непосредственно через Атлантику, где пилоты ловили попутный воздушный поток, называемый "Исландской волной". Здесь опасность состояла в том, что дальность полета "Москвитов" составляла 1400 миль, а от берегов Канады до Шотландии было около 2200 миль. И если попутный ветер неожиданно пропадал, эскадра была обречена сгинуть в волнах Атлантического океана.
При таких условиях выжить помогало чистое везение. И удача Керкоряну не изменяла. В мае 1944 года Керк и командир его звена Джон Вулридж даже побили рекорд скорости пересечения Атлантики. Вулридж долетел до Шотландии за 6 ч 46 мин, а Керкорян - за 7 ч 9 мин. Однако всего через месяц полет чуть не стал для Керка последним. В середине полета ветер вдруг пропал, и шансы долететь до базы были очень не велики. Спасло Керкоряна невероятное везение - когда топливо почти закончилось и он пошел на снижение, чтобы попытаться хотя бы приводниться, прямо по курсу оказался аэродром назначения.
Всего за два с половиной года службы в британских ВВС Керк перегнал в Европу 33 самолета и скопил достаточно денег, чтобы после окончания войны купить собственный самолет, одномоторную "Сессну". На нем он тренировал начинающих пилотов и возил по стране всех желающих чартерными рейсами. Так в июле 1945 года он впервые оказался в Лас-Вегасе, игорной столице США. "Я был просто ошеломлен царившим там оживлением, - вспоминает Керкорян. - В этом маленьком городе я провел лучшее время в моей жизни".
Еще Керк начал торговать маленькими самолетами, а его покупателями часто становились бывшие ученики. За два года он заработал достаточно, чтобы в 1947 году купить маленькую чартерную авиакомпанию Los Angeles Air Service. Теперь Керку часто приходилось бывать в Лас-Вегасе по делам фирмы вместе с клиентами. В 1940-1950-е годы он играл запоями. Спустить за ночь в казино $50 000-80 000 было для него обычным делом. Эти годы были для Керкоряна золотым временем в жизни: он был молод, богат и мог с бесстрастным лицом встречать как выигрыши, так и проигрыши.
Но постепенно Керкоряну наскучило играть, а дела собственной фирмы начали привлекать все больше. Сначала Керк дал своей авиакомпании новое и более звучное имя Trans International Airlines. В 1965 году он ее акционировал и провел первичное размещение акций. За следующие три года цена акций Trans International более чем утроилась, и в 1968 году Керк продал ее более крупной авиакомпании TransAmerica. И по условиям сделки получил $104 млн наличными и еще крупный пакет акций TransAmerica стоимостью около $85 млн. Теперь Керкорян мог полностью посвятить себя инвестициям в недвижимость Лас-Вегаса, а новая для него игра в большие сделки увлекала его все больше.
Торговать быстро дорожающей землей Лас-Вегаса Керкорян попробовал еще в 1962 году, купив примерно 8 га земли неподалеку от Стрипа (района, где расположены основные отели и казино) всего за $960 000. Невысокая цена объяснялась просто: от Стрипа владения Керкоряна отделяла узкая полоска земли, принадлежавшая другим собственникам. Эта полоска была так узка, что никакое мало-мальски полезное сооружение на ней разместить было невозможно. Керк без труда убедил владельцев расстаться с этими бесполезными участками общей площадью не больше полгектара. После этого цена земли выросла многократно. Только сдавая ее в аренду, Керкорян за шесть лет получил $4 млн, а продав в 1968 году весь участок под строительство нового казино, - еще $5 млн.
После этого Керк вывел формулу своего успеха, которой потом не раз делился с менее богатыми соотечественниками. "Я просто не пытаюсь обглодать кость дочиста, - объясняет он. - Не жду, пока цены достигнут максимума. Ведь они имеют привычку неожиданно падать. Я делаю свой ход уже тогда, когда прибыль кажется мне справедливой".
Теперь Керкорян развернулся вовсю. В 1967 году он начал строить в Лас-Вегасе самый большой отель в городе, купив необходимый участок за $5 млн. Многие считали его проект утопией. Гостиница располагалась в стороне от Стрипа и была просто огромной: на ее 30 этажах должны были разместиться 1512 номеров. На все возражения Керк отвечал, что следует проверенной тактике: сначала слушает и задает вопросы, а потом решает, что ему подсказывают инстинкты.
Еще за месяц до открытия отеля, названного International Leisure ("Международный досуг"), его акции стоили в 10 раз выше первоначальной цены. Однако у Керкоряна все еще оставались внушительные долги, погасить которые он собирался, проведя допэмиссию акций International Leisure. Но Комиссия по ценным бумагам (SEC) обвинила Керкоряна в сокрытии части финансовой информации и запретила выпуск. Керк попал в незавидное положение. Чтобы выплатить долги, он вынужден был продать половину своих акций в International Leisure владельцам сети отелей Hilton. Эта сделка была очень невыгодной. За пакет, который полгода назад стоил $180 млн, Керкоряну заплатили всего $16,5 млн. Ему также пришлось расстаться со своим домом в Лас-Вегасе, частным самолетом и яхтой.
"Я называю это "держать запасной выход открытым", - вспоминает об этом случае сам Керкорян. - Можно потерять почти все и начать новый проект". Для этого Керкоряну не потребовалось и года. В 1972-м он уже начал строить новый "самый большой отель в мире".
При всех своих успехах Керк совсем не производит впечатления удачливого дельца. Он редко появляется на заседаниях советов директоров своих компаний и никогда не выступает на публике. Светским вечеринкам он предпочитает общение со своими друзьями, которых знает не одно десятилетие. И те, кто хорошо знает его, уверены, что Керк мягкий человек и прекрасный собеседник.
Но это не мешает ему быть беспощадным в делах. Когда в 1969 году Керк купил знаменитую голливудскую кинокомпанию Metro Goldwyn Mayer (MGM), то немедленно продал весь реквизит студии аукционному дому за $1,5 млн. Тем не менее MGM оказалась для Керкоряна этаким неразменным пятаком. За свою жизнь он трижды покупал и трижды продавал эту киностудию. Первый раз Керк продал MGM создателю CNN и Игр доброй воли Теду Тернеру в 1986 году, который вернул ее обратно (за исключением фильмофонда) через год. В 1990-м Керк опять продал MGM итальянскому аферисту Джанкарло Паретти. И через год вернул ее. И, наконец, в прошлом году студию за $4,8 млрд купила японская фирма Sony. Занятно, но вне зависимости от того, продает он MGM или покупает, с каждой сделкой Керкорян становится на несколько сот миллионов долларов богаче.
Через полтора месяца Керку исполнится уже 88 лет, но он продолжает заниматься делами и вполне счастлив. Живет Керкорян в роскошной резиденции в пригороде Лас-Вегаса, передвигается по миру на собственном реактивном самолете DC-9 ценой $18 млн или 45-метровой яхте. А его младшей дочери всего шесть лет. И на вопросы журналистов о себе только отмахивается: "Мои дела сами говорят за себя".
Холдинговая компания Керка Керкоряна Tracinda Corporation названа так в честь двух его дочерей от второго брака - Трейси и Линды.
В фильме "Одиннадцать друзей Оушена", снятом в 2001 году, действие разворачивается в принадлежащем Керку Керкоряну казино "Белладжио". Владелец разрешил на съемках отключать фонтаны, закрывать главное фойе, гостевую парковку и ботанические сады.
Пожертвованные Керкоряном в 2003 году на развитие культуры в Армении $200 млн равны примерно половине госбюджета этой республики.