Югославский и американский филолог-славист русского происхождения.
Кирилл Фёдорович Тарановский (серб. Кирил Тарановски, англ. Kiril Taranovsky; 19 марта 1911, Юрьев — 18 января 1993, Арлингтон) — югославский и американский филолог-славист русского происхождения, один из наиболее известных стиховедов XX века. Труды по русской и славянской метрике, поэзии Мандельштама, семантике поэтического языка.
Родился в семье профессора права; в 1920 году вместе с родителями эмигрировал в Югославию. Окончил сербскую гимназию и два факультета Белградского университета: вначале юридический (1933), впоследствии филологический (1936). В конце 1930-х гг. учился также в Карловом университете Праги, где большое влияние на него оказало тесное общение с членами Пражского лингвистического кружка и особенно c Р. О. Якобсоном. В молодости занимался литературным творчеством (стихи, переводы с русского и польского, литературная и театральная критика). С 1931 изучал творчество Осипа Мандельштама. Учился в аспирантуре под руководством А. Белича; в июле 1941 г. (уже после оккупации Югославии) защитил в Белграде докторскую диссертацию о русских двусложных размерах, ставшую, после ее публикации в 1953 г., одной из самых известных работ по поэтике в XX в. Преподавал в Белградском университете, в 1958 переехал в Америку, преподавал в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (1959—1963) и в Гарвардском университете (1958—1959 и 1963—1981), вёл семинар по Мандельштаму. С 1981 г. в отставке.
Тарановский — один из выдающихся представителей русского стиховедения. Его монография о русских двусложных размерах (на сербском языке) стала одним из классических трудов по теории стиха, подведя итоги циклу количественных исследований по русской метрике и ритмике, начатых Андреем Белым. Занимался также сравнительными исследованиями славянского стиха. На материале русского 5-стопного хорея один из первых дал строгое обоснование идеи о существовании связи между метром стихотворения и его содержанием (в настоящее время эта связь обычно описывается через понятие «семантического ореола» метра).
В работах Тарановского о поэзии Мандельштама переосмысляется понятие «подтекста». В отличие от предыдущей традиции использования этого термина, Тарановский говорит о подтексте как об отсылке к предыдущему тексту, поддерживающему или раскрывающему поэтическую посылку последующего текста. С точки зрения Тарановского, для всего европейского искусства XX века (поэзии, живописи, музыки) характерен метод своеобразной «шифровки», одним из средств которой и является использование подтекстов, как своеобразных ключей к художественному произведению, облегчающих понимание его смысла. Работы Тарановского в этой области заложили основы современных теорий «интертекстуальности».