Главный режиссер Театра музыкальной комедии, обладатель двух «Золотых масок» Кирилл Стрежнев в конце марта представил уральской публике мюзикл «Скрипач на крыше». Кирилл Савельевич рассказал «ТелеШоу» о премьере, коллегах и своей семье.
Кирилл Савельевич, премьера «Скрипача на крыше» прошла замечательно! Вы волновались перед спектаклем?
– Волнение – это обыденное чувство, а перед премьерой ощущаются более глубокие переживания. Спектакль появляется на свет тогда, когда приходит зритель. И именно он корректирует все, расставляет акценты. Должно пройти как минимум 10 спектаклей, прежде чем можно сказать, что постановка обрела готовый вид. И все это время мы подмечаем реакцию зала, репетируем, доделываем или меняем что-то… А еще перед премьерой я наконец-то сходил в парикмахерскую. Это моя счастливая примета, я ее сам для себя придумал. Стригусь в начале работы над постановкой, а потом только спустя два месяца, перед самой премьерой.
Почему вам захотелось поставить на нашей сцене бродвейский мюзикл?
– Это один из величайших мюзиклов, он был сыгран на Бродвее 3242 раза, и это абсолютный рекорд! У нас же получилась своя трактовка известного сюжета. Мне давно была интересна история украинской деревушки Анатовки и ее жителей, еврейских семей, которые после царского указа 1904 года должны были покинуть родные дома. Чтобы как можно достовернее передать атмосферу того времени, нам нужно было напитаться еврейской культурой, которую все мы знали очень поверхностно. На несколько месяцев мы погрузились в изучение обрядов, обычаев, костюмов, встречались с представителями еврейского общества, брали книги и фотографии из синагоги и в Сети (спасибо, есть Интернет!), мы прочитали по этому вопросу все, что нашли... А какая чудесная была атмосфера на репетициях! Мы погрузились в мир этих добрых людей, их местечка. Я начал анализировать драматургию спектакля и неожиданно понял, что в нем нет ни одного отрицательного персонажа. На чем же основан конфликт, если нет злодея? Это противоречит всем законам построения драмы! В «Скрипаче» действительно все герои положительные, а в роли зла – время, режим, сгущающиеся предпогромные сумерки…
Героев спектакля можно назвать одной большой семьей. Ваш театр – это тоже дружная семья?
– Семья? У меня 188 человек в театре… Это скорее табор такой! (Смеется.) Но мы, конечно, живем по принципу «театр – дом». Тут, как в настоящей семье, есть старшие, средние и молодежь. Я уже более 25 лет занимаюсь тем, чтобы связь поколений не разрывалась.
А бывает, что вы ходите в театр как зритель?
– Очень редко. Больше всего боюсь попасть на плохой спектакль, потому что потом я неделю болею. Индикатор качества спектакля я изобрел себе сам. Все просто: если я сижу в зале и параллельно начинаю думать о своей незаконченной работе, значит, постановка отличная. Я вижу предмет искусства, он меня обогащает и пробуждает во мне тягу к творчеству. По знаку зодиака я Близнец, так что делать два дела одновременно для меня нормальное явление.
Что вас в последнее время порадовало? Что порекомендуете посмотреть?
– Мне очень нравится то, что я смотрю на фестивале «Золотая маска». А в театрах нашего города уж точно идут по два-три замечательных спектакля, все не перечислить… Хороший, живой театр у Николая Коляды. У его коллектива своя творческая философия, свой зритель. Приятно, что мы живем по соседству с драматургом мирового уровня.
Вы родились в Ленинграде (Санкт-Петербурге), но уже более 20 лет живете в Екатеринбурге. Что вам ближе – Урал или Северная столица?
– Мне все равно, где жить, главное – где и с кем работать. У меня много друзей в Петербурге, я часто там бываю. С петербуржцами мы говорим на одном языке и одинаково понимаем жизнь. Но сейчас я больше нужен в Екатеринбурге, и мне здесь тоже нравится. Ведь я никогда не говорю: «Пошел на работу». Я говорю: «Пошел в театр». Так что это не работа, а удовольствие, за которое еще и платят.
У вас есть любимые места в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге?
– Любимое под Питером – осенний Петергоф. Только представьте: светит яркое солнце, небо ясное, фонтаны уже не работают, туристов мало, шорох листьев… Там можно ходить часами, и это порождает такую творческую энергию! А в Екатеринбурге люблю ездить на дачу. Мы снимаем домик в Палкино и, может быть, в этом году его купим. Это практически в черте города, если ехать по Московскому тракту. Поселок окружен прекрасным сосновым лесом, за которым ухаживает наша сельхозакадемия. Прошлым летом я провел на даче месяц: косил, убирал сарай, мастерил что-то – сам себе удивился. Наверное, когда усталость накапливается, нет ничего лучше вот такого отдыха в одиночестве и спокойствии.
Семья вам помогает в работе, советуетесь с ними?
– Жене, когда мы вечером гуляем с собакой, я просто рассказываю, что придумал… А советов не прошу: это гиблое дело. Таня у меня напрямую связана с театром (работает в Союзе театральных деятелей), так что она меня с интересом выслушивает. И это уже хорошо!
Ваш сын заканчивает 11-й класс. Он уже решил, кем станет? Вы хотели бы его видеть режиссером?
– Саша сам решил, кем хочет стать. Он будет поступать в УрФУ на философский факультет. И я не влияю на его выбор, потому что и на меня мама и папа не давили. Это самое противное, когда родители начинают профессионально ориентировать детей, убеждать и чаще всего убеждают. А потом человек теряет столько времени на то, что ему неинтересно.
Театр, как известно, начинается с вешалки, а с чего начинается ваш дом?
– Мой дом начинается с Джека! Это наша собака породы боксер. Он каждый вечер встречает меня у двери. Он найденыш, но по всем признакам: по выпавшим зубам, памперсам, в которых ходит, – ему уже больше 10 лет. Старенький, но бодренький.
Слышала, что вы любите готовить… Какие у вас фирменные блюда?
– С удовольствием делаю яичницу с сыром и беконом. Ну это так, утром, с чашечкой кофе… А вообще, люблю жарить мясо – эскалопы, лангеты. Мое глубочайшее убеждение: мясо должен готовить только мужчина. Женщина делает все неправильно. И только мужское чутье помогает не сделать мясо жестким, как подошва. Мой секрет: мясо надо положить на раскаленную сковородку и досчитать до 15. Дальше кусок переворачиваем и на минимальный огонь. Так весь сок остается внутри, а мясо пропитывается теплом и не зажаривается. Ко всему этому еще можно салатик нарезать. Это могут быть мидии, листья салата, французская брынза и белый соус или кальмары со сладким яблоком и майонезом.
Скоро закончится театральный сезон. У вас уже появились планы на летний отдых?
– В моей голове сейчас одновременно 12 проектов, так что про полноценный отпуск я и не думаю. Приходится выкраивать время и заставлять себя делать перерывы. В этом году хотим на 5-6 дней в круиз Балтийскому морю. Нам предложили очень интересный маршрут: Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Таллин – Петербург. Захотелось в северные края. В прошлом году были с сыном в Испании, в позапрошлом – в Париже. Мальчик у нас, конечно, счастливый. Я первый раз поехал за границу в 19 лет, а мой сын к своим 18-ти побывал в нескольких странах. А еще я хотел бы съездить в Лондон. Говорят, островитяне совершенно другие люди. Я не понимаю, чем же они могут от нас отличаться, поэтому хочу все увидеть своими глазами.
Моя настольная книга: Библия.
Мое правило: честность.
Мое любимое время дня: поздний вечер.
Моя работа – это моя жизнь.
Лучший подарок? Для меня нет лучшего подарка, чем маска! У меня ими все стены в кабинете завешаны. Самые главные среди них, конечно, «Золотые».
Идеальные выходные? Это не про меня, у меня их просто не бывает.
Моя формула успеха: главное – обрести гармонию, а это возможно только при добром отношении к окружающему миру и людям.
Кирилл Стрежнев родился 18 июня 1954 г. в Ленинграде.
Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, факультет драматического искусства. Первый спектакль поставил в 22 года.
В 1986 г. стал главным режиссером Свердловского театра музыкальной комедии. 1987 г. – заведующим кафедрой музыкального театра ЕГТИ.
За последние шесть лет Театр музыкальной комедии получил 16 «Золотых Масок», две из которых (в номинации «лучший режиссер в жанре оперетта/мюзикл» за «Силиконовую дуру» (2008 г.) и «Мертвые души» (в 2011 г.)) у Кирилла Стрежнева.
За свою карьеру режиссер поставил более 60 спектаклей, половина из которых – на сцене Свердловской музкомедии, остальные – в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Ростова-на-Дону, Омска, Петрозаводска, Оренбурга, Чикаго.