Налоговый консультант Кирилл Никитин — о том, почему Жерар Депардье не сможет пополнить российскую казну.
Предоставление Жерару Депардье российского гражданства породило поток не вполне корректных комментариев налогового характера. Что заставляет популярно изложить всю эту далекую от завершения историю сквозь призму элементарных знаний и представлений о том, как работает фискальное законодательство во Франции, России и других странах.
Напомню, что до недавнего времени г-н Депардье являлся гражданином Французской республики, ее налоговым резидентом, владельцем дорогостоящей недвижимости в Париже и получателем различных доходов из различных же источников, как во Франции, так и за ее пределами. Заплатившим, по его собственной оценке, во французский бюджет около ?150 млн в виде налогов, ни разу при том не воспользовавшись системой социального обеспечения.
Пришедшие к власти в 2012 году популисты-социалисты во главе с Франсуа Олландом решили, что в случае с Депардье и ему подобными (всего 1 500 человек во Франции), подобное соотношение (всего-то ?150 млн за привлекательную возможность воспользоваться пособием по безработице и получить пенсию) недостаточно обременительно, и решили, наряду с прочими налоговыми новшествами, ввести в действие временную ставку налога в 75% в отношении всех доходов индивидуума, превышающих ?1 млн в год.
Первым, кто отреагировал на подобное новшество, оказался владелец империи LVMH Бернар Арно, тихонько переехавший в Бельгию и подавший прошение о принятии в бельгийское подданство.
Вслед за ним перебрался через границу и выставил свой парижский дом на продажу Депардье. Не ограничившись этим, он также отказался от французского гражданства и, как мы теперь видим, приобрел взамен наше, российское.
Значит ли это, что теперь Жерар Депардье вместо французских налогов станет платить российские? Едва ли. Для того, чтобы платить подоходный налог в РФ по, действительно, низкой ставке в 13%, необходимо не только и даже не столько иметь в кармане российский паспорт, сколько проживать в РФ не менее 183 дней в течение года. В противном случае, доход из российских источников облагается по ставке 30%. Нероссийские же доходы, как у Депардье, налогообложению вообще не подлежат. Теперь понимаете, почему Капелло на срок контракта с РФС будет жить в РФ? А вот Депардье намерения жить в России, даже в полемическом угаре перепалки с французским премьером, пока не изъявлял.
Напротив, все его действия свидетельствуют о другом — он целенаправленно и последовательно предпринимает комплекс мер по обеспечению себе неоспоримого французской стороной статуса налогового резидента Бельгии и одновременно устранения любых оснований считать его налоговым резидентом Франции. Именно для этого он приобрел дом в Бельгии, выставил на продажу дом в Париже, отказался от французского гражданства и, наконец, приобрел гражданство иной страны (России, хотя с тем же успехом это могло быть и подданство Бельгии, и ряда других стран). Подчеркну, что приобретение Депардье российского гражданства никак не влияет на перспективы признания актера бельгийским налоговым резидентом.
В результате, начиная с 2013 года, Франция сможет облагать налогами исключительно те доходы Депардье, которые имеют своим источником собственно саму Пятую республику (да и те — с целым рядом исключений). Доходы из источников в офшорах, доходы из других стран, равно как, по всей видимости, и такие доходы, как роялти и лицензионные платежи — все это пройдет теперь мимо раскатанной губы социалистического правительства Олланда, облагаясь в Бельгии или странах-источниках возникновения доходов, но никак не в перепутавшей равенство с уравниловкой Франции.
Забавно, что столь свойственная популистам небрежность предоставила Депардье еще и отсрочку на год, избавив от 75-процентной ставки на 2012 год. Решение Конституционного суда Франции о незаконности 75-процентной ставки мотивировано отнюдь не ее избыточностью, а лишь тем, что эту ставку предполагалось применять исключительно к доходам индивидуумов, но не семей (домохозяйств). Все остальные ставки подоходных налогов во Франции установлены как для индивидуумов, так и для семейных пар (домохозяйств). В результате, Конституционный суд посчитал несправедливой ситуацию, в которой семья с двумя супругами, зарабатывающими по ?900 тыс. каждый, не «попадает» на 75%, в то время, как семья с одним из супругов без доходов и вторым с доходом в ?1 100 тыс. будет вынуждена платить сверхналог.
Главный же урок истории с Депардье заключается в том, что единственным ограничителем на пути современных «демократических» государств, в которых право голоса никак не увязано со статусом гражданина как налогоплательщика, является межгосударственная конкуренция налоговых режимов — там, где она является реальной в границах региональных рынков.
Аналогичные, хотя и куда менее заметные, процессы происходят сейчас, например, в Калифорнии, состоятельные жители которой после очередного повышения подоходного налога потихоньку перебираются в такие штаты, как Невада и Флорида. Аналогичные процессы зреют во Франции на корпоративном уровне: недаром английский премьер еще год назад приглашал французские банки перебираться через пролив.
И в этом смысле Российской Федерации нужно не только сохранять такое очевидное преимущество налоговой системы, как 13-процентная плоская шкала НДФЛ, но и внимательно следить за реальными конкурентами в соревновании налоговых систем. И если Франция сейчас соревнуется за налогоплательщика с Бельгией, Великобританией и Германией, то реальным конкурентом РФ, причем на уровне корпоративного, а не личного, налогообложения, является наш восточный сосед, Казахстан, уверенно расположившийся на 17-м месте в рейтинге «Уплата налогов» Всемирного банка, в то время как РФ, даже после скачка почти на 40 позиций вверх, остается на 64-м месте. В этом соревновании, боюсь, российская 13-процентная ставка НДФЛ имеет куда меньшее, если вообще какое-либо, значение, чем, к примеру, крайне высокий уровень квазиналоговых социальных страховых платежей.