Лавров признаётся, что до сих пор считает Ленина одной из ярчайших личностей века, но говорит, что «в своих ролях не идеализировал этого человека, а старался содрать с него позолоту».
Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в актёрской семье. Его отец - народный артист СССР, мама в театре не играла, но занималась литературно-чтецкой деятельностью и много записывалась на радио. Кирилл Юрьевич с ранних лет увлекался театром, но до начала актёрской карьеры ему пришлось пройти нелегкий путь: война внесла свои коррективы в жизнь. В начале 1943 года, в неполные восемнадцать лет он добровольцем ушёл в армию. Долго уговаривал военкома отправить его на фронт, но попал в Усть–Каменогорск, куда эвакуировалась Астраханская военно-авиационная школа механиков. Он закончил эту школу в 1945 году и после этого пять лет служил техником на одном из Курильских островов – обслуживал самолёты.
Отец Кирилла Юрьевича был против театральных устремлений сына и хотел, чтобы он оставался служить в авиации. Но вопреки мнению отца Лавров стал актёром. Специального образования он не получил: его не приняли в театральное училище из-за отсутствия аттестата зрелости. Тогда он отправился к Константину Павловичу Хохлову, возглавлявшему Киевский академический театр русской драмы имени Леси Украинки, прочел весь свой небогатый репертуар и был приглашен на работу в театр.
Актёр вспоминает: «Я не учился театральному мастерству, но под началом отца прошел хорошую актерскую школу. Сначала работал статистом в Киевском драматическом театре имени Леси Украинки. Затем два года играл в массовке и был счастлив выходить на одну сцену с профессионалами. Главный режиссер Константин Павлович Хохлов, который в свое время работал со Станиславским, дал мне такое образование, какое ни один институт не даст».
С 1950 по 1955 год Лавров работал в Киеве. Сначала играл в массовках, потом стал получать более заметные роли. В пьесе Мдивани «Новые времена» он сыграл вместе со своим отцом. Юрий Лавров играл председателя колхоза, Лавров-младший – его сына. Обладая прекрасными внешними данными, большим сценическим обаянием, он с успехом сыграл целую серию интересных и запоминающихся ролей.
В 1951 году в Киев приехала выпускница Школы-студии МХАТ Валентина Николаева, вскоре ставшая супругой Кирилла Юрьевича. Вместе они играли в пьесе Гольдони «Слуга двух господ» (он – Сильвио, она – Клариче) и в спектакле по пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69». Вскоре у них родился сын Сергей, и в сентябре 1955 года супруги переехали в Ленинград, куда их пригласил Константин Павлович Хохлов, назначенный художественным руководителем БДТ – Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького (с 1992 года театр носит имя Георгия Товстоногова). С тех пор творческая биография Кирилла Юрьевича Лаврова неразрывно связана с этим театром – с 1989 года и по сей день он является его художественным руководителем. Правда, карьера в БДТ была под угрозой – через несколько месяцев после того, как Лавров начал работать в БДТ, умер Хохлов. На молодого актера это оказало такое сильное влияние, что он даже собрался уходить из театра и ехать в Потсдам, в военный театр. Однако потом принял предложение остаться ещё на год в БДТ. Это «год» длится уже 50 лет.
С 1956 по 1989 года БДТ руководил Георгий Александрович Товстоногов. Товстоногов по достоинству оценил актёрский талант Кирилла Юрьевича. Лавров вспоминает о режиссёре так: «Он сделал великими Борисова, Басилашвили, Доронину, Лебедева, Смоктуновского, Юрского, Фрейндлих... При его руководстве была блестящая труппа. Он меня заметил, стал давать главные роли. То, кем я стал, это заслуга Георгия Александровича. <…> О группе, главным образом работавшей с ним, он очень много думал. И, в частности, обо мне, я знал это. Неоднократно говорил: «Кира, меня беспокоит, что Вы стали много появляться в кино в одном и том же виде, Вам надо сыграть другое». И я получал Соленого в «Трех сестрах», Чарльза Говарда в «Четвертом» - что-то совершенно противоположное».
Многие роли, сыгранные Лавровым на сцене Большого драматического театра, стали без преувеличения легендарными, их значение выходит далеко за рамки одного театра: Молчалин в «Горе от ума» (1962), Соленый в «Трех сестрах» (1965), Астров в «Дяде Ване» (1982), Городничий в «Ревизоре» (1972, 1991), Петр Мелехов в «Тихом Доне» (1977), Президент в «Коварстве и любви» (1990).
Путь Кирилла Лаврова на сцене БДТ – пример постоянного профессионального роста в содружестве с режиссёрами – Георгием Товстоноговым и, в последние годы, Темуром Чхеидзе, а также с выдающимися коллегами-актёрами. По отзывам коллег, Лавров отличается повышенной требовательностью к себе, он в каждой роли старается максимально проникнуть в характер своего персонажа. Такой перфекционизм оправдан, именно кропотливой работой объясняется огромное воздействие на зрителя. Актёр рассказывает о своём способе работы над ролью: «Для меня всегда очень важны внутренняя работа, поиски в области интуиции, внутренних нюансов, личных наблюдений, включение собственной фантазии. По всей вероятности, это моя собственная «система» работы над ролью, потому что я не имею театрального образования, не знаком с теми законами, которым учат в институте. Нет, конечно, я читал потом и Станиславского, и Чехова, и Топоркова – всех перечитал, но стройной системы работы над ролью у меня нет, я шел от роли к роли собственным опытом. И, вероятно, поэтому до сих пор подхожу к роли, как студент к первой работе».
Кирилл Лавров с успехом репетирует и играет в новых спектаклях: «Борис Годунов» режиссёра Темура Чхеидзе, где Лавров играет Пимена, и, конечно же, «Перед заходом солнца» Григория Козлова по пьесе Герхарта Гауптмана. В этом спектакле юбиляр играет Маттиаса Клаузена: «Маттиас Клаузен Лаврова – человек от мира сего, - пишут критики. - Таким – интеллигентным и одухотворенным – хотелось бы видеть человека дела нашего времени. Он – собранный, легкий и светлый. Корректный и удивительно естественный. Доступный, без тени превосходства. И в то же время, отличный от окружающих. <...> Мудрость Клаузена Лаврова – итог долгой жизни, пережитых страданий, мучительной работы мысли, познания глубин культуры, философии. Здесь и опыт одиночества, и знаковое для героя Лаврова чувство ответственности за эту юность, которая входит в его жизнь».
Кирилл Лавров об этом спектакле: «Этот старик, Гауптман, так точно знает и чувствует человека, перешагнувшего определенный возрастной рубеж. Мне мало надо было фантазировать и очень легко было соединить то, что написал он, с тем, что происходит со мной. Ощущение неизбежно приближающегося окончания спектакля, именуемого жизнью, и ощущение того, что каждый человек подходит к этому абсолютно одиноким. Не потому, что у него нет друзей, родных, близких. Просто, вероятно, в силу заложенных Господом Богом психофизических законов каждый умирает в одиночку. Все это так неново, так повторяется из поколения в поколение, но от этого проблема не уходит. Смена поколений, то, что идет на смену принципам и законам, по которым жил всю свою жизнь я, – все это рушится, приходит другое. От понимания этого не делается легче. Борьба бессмысленна, а не бороться нельзя, поэтому, наверное, в результате Клаузен и приходит к Марку Аврелию и принимает «сахар с запахом горького миндаля».
Как это часто бывает с театральными актерами, всеобщая известность и народная любовь пришли к Лаврову благодаря ролям в кино. Среди его несомненных удач первыми в списке стоят Синцов в фильме «Живые и мертвые», Лапин в картине «Верьте мне, люди!», Башкирцев в «Укрощении огня», Ленин в фильме «Доверие». Кстати, Ленина ему довелось сыграть ещё в трёх работах – в фильме «Двадцатое декабря», а также в спектаклях «Защитник Ульянов» и «Перечитывая заново». За последнюю роль он был удостоен Ленинской премии. Лавров признаётся, что до сих пор считает Ленина одной из ярчайших личностей века, но говорит, что «в своих ролях не идеализировал этого человека, а старался содрать с него позолоту».