Кира Муратова режиссер уникальный. Ее творчество всегда стояло особняком, словно созданное для какого-то избранного круга людей. Она никуда не вписывалась: ни в Одесскую киностудию, ни во ВГИК, ни в западную тусовку, превозносившую ее одно время. По словам Муратовой, у нее есть определенная мания величия, но при этом она чувствует себя маргинальной фигурой.
Кира Муратова появилась на свет 5 ноября 1934 года в бессарабском городе Сороки, который входил в состав Румынии. Ее отец, Юрий Коротков, пропал без вести в 1941 году, а мать, Наталья Короткова-Скурту, прошла путь от секретаря до заместителя министра здравоохранения Румынии.
После окончания школы Кира поступила на филфак МГУ, но проучилась там всего год. Увлечение кино привело ее на режиссерский факультет ВГИКа, где ее учителями стали Тамара Макарова и Сергей Герасимов. В 1959 году Муратова окончила университет и вернулась на родину. Через два года началась ее кинокарьера в качестве режиссера Одесской киностудии.
В это время Кира уже была замужем за
Александром Муратовым. В 1962 году состоялся их совместный дебют – короткометражная лента 'У крутого яра'. А вскоре они поставили полнометражный игровой фильм 'Наш честный хлеб' (1964). Уже тогда проявились характерные черты кинематографа Муратовой, которые в полной мере развились в ее следующих картинах.
Первой самостоятельной работой режиссера можно считать фильм 'Короткие встречи' (1967) – провинциальную мелодраму о простых людях и их простых чувствах. Эту идею продолжил фильм 'Долгие проводы' (1971), который стал известен благодаря своей скандальной репутации. В принципе, ничего скандального в нем не было. Просто он не вписывался в советскую действительность. Осо
о строгие цензоры усмотрели в этой работе 'противопоставление интеллигенции и народа', что было неприемлемо для советского общества. Только благодаря стараниям Герасимова эту картину удалось закончить, но на экраны она вышла уже в период перестройки.
Говоря о своих ранних картинах, Муратова подчеркивает, что они были созданы под влиянием Бергмана и Антониони, хотя в целом 'большое кино' ее никогда не вдохновляло. Например, режиссер не раз говорила, что в Бергмане ей не хватает варварства. Поэтому нельзя сказать, что ее ранние работы были подражанием западному модернистскому кино. Их можно назвать не-советскими, но ни в коем случае не антисоветскими. Эти картины – о '
другой жизни'.
В 70-х годах в жизни Киры Муратовой произошли значительные перемены. Она поссорилась с руководством Одесской киностудии и уехала в Ленинград. Здесь она встретила художника Евгения Голубенко, который стал ее вторым мужем. Несколько лет Муратовой потребовалось, чтобы обзавестись знакомствами, добиться разрешения на съемки, найти деньги. В результате ее новая кинолента 'Познавая белый свет' была выпущена только в 1979 году. Сейчас критики называют эту работу первым образчиком социалистического постмодернизма.
Вообще, в 70-80-е годы Муратова снимала мало. В 1983 году вышел сумеречный и мизантропичный фильм 'Среди серых камней',
а в 1987 – декадентский 'Перемена участи', ставший продуктом болезненной эпохи 'перестройки'.
Однако настоящей переменой оказался душераздирающий 'Астенический синдром' (1989), признанный шедевром пессимизма и 'социальным диагнозом'. Вот в этой картине можно ощутить противопоставление народа и интеллигенции. Но только в пользу первого. Ведь для Муратовой чем естественней человек, тем он красивее. Он и страдает, и радуется более примитивно, но зато более сильно.
В какой-то степени этот фильм объясняет, что художник должен постоянно быть в состоянии нервного напряжения. Только тогда он сможет выразить косноязычную, сумбурную, не поддающуюся объяснению реальность. 'Аст
енический синдром' – очень сложная постмодернистская кинолента, созданная с удивительной художнической независимостью и бесстрашием. На Берлинском кинофестивале Муратовой вручили вторую по значимости награду – 'Серебряного медведя'.
После этой переломной работы режиссер поставила более простые, незатейливые фильмы 'Чувствительный милиционер' (1992) и 'Увлеченья' (1994). С 'Увлечений' началось ее сотрудничество с актрисой Ренатой Литвиновой, которое было плодотворным и принесло обеим славу. Немного чудаковатая актриса хорошо вписалась в 'другое кино' Муратовой, став неотъемлемой частью ее поздних работ.
Через десять лет режиссер сняла с Литвиновой фильм 'Настройщик'
2004), который участвовал во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля. В этой картине Муратова впервые на экране показала поцелуй. В интервью она отметила, что в кино не видела ни один поцелуй, который бы ей понравился, и ей захотелось снять самой. По словам режиссера, фильм представляет собой рождественскую сказку или святочный рассказ, адаптированный к сегодняшней реальности. Его можно назвать мелодрамой, так как в нем переплетаются печаль и нежность. Фильм получил три премии 'Ника', а также множество других кинонаград.
И 'Мелодия для шарманки' (2009), и 'Вечное возвращение' (2012), в которых сыграла Литвинова, имели большой успех у кинокритиков. Актриса ста
ла альтер-эго Муратовой, ее главной фишкой. На Римском кинофестивале критики назвали 'Вечное возвращение' 'гипнотической воронкой'. Они отметили, что по части оригинальности, вдохновенности, поэзии и юмора фильму не было равных. Вроде бы в фильме ничего не происходит, но оторваться от него нельзя – он затягивает глубоко-глубоко, оставляя только щемящее чувство боли, без которого не бывает настоящего искусства.
Этим и отличается искусство Киры Муратовой – оно настоящее. И таким оно было всегда: и во времена советского 'застоя', и во времена 'перестройки', и сейчас, во времена полной свободы. Потому что чувства людей остались те же, а это основа кинематографа Муратовой