Заслуженная артистка России (1993).
Кира Крейлис–Петрова родилась 1 июля 1931 года в городе на Неве. Жуткую блокаду Ленинграда Кира с мамой и сестрой пережили с первого до последнего дня. Это было страшно! Просто она тогда была ребенком и, конечно, ей было легче, чем маме, которая на своих плечах вытащила всех из лап смерти.
Актрисой Кира себя чувствовала уже лет с четырех-пяти: постоянно всех смешила. И даже когда была страшная бомбежка, когда все рушилось, гремело, выли бомбы, как клоун изображала Гитлера и пела частушку: «Бомбы сыплят, как горох, чтобы Гитлер скоро сдох...». Но выбор театрального училища все же был случайным.
Она училась в музыкальном училище по классу скрипки у знаменитого педагога Ландау Магды Владимировны, ученицы профессора Ауэра. Подавала, между прочим, большие надежды. Педагог говорила: «У тебя превосходный звук, больше работай!» А девочка была очень ленивой, ничего не делала, придумывала всякие уважительные причины, лишь бы не заниматься. Короче говоря, так это все и тянулась бы дальше. Но однажды, увидев объявление о наборе в Московскую школу-студию МХАТа, Кира Петрова заинтересовалась. Решила, что карьера актрисы ей подходит больше, чем бесконечные гаммы.
Среди безумного количества очаровательных девушек, в чудесных костюмах, с волшебными прическами было очень страшно поступать: она выглядела гадким утенком в платье с заплаткой. Бедной была, и от этого чувствовала себя крайне неловко.
Превозмогая дикий страх, она все же оказалась-таки перед приемной комиссией. За столом сидели народные артисты – Блинников, и сам Скрябин. И вдруг Кира Петрова рассердилась, разозлилась: «Сидите тут, на все вам наплевать! Вы уже все артисты, на сцене играете, в кино снимаетесь, а я!..» Вот, примерно, с такими мыслями и грянула: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыра...» И был такой успех, наверное, первый и последний в ее жизни. Вот так она и поступила.
Как было здорово учиться у блистательных мхатовских мастеров! Было весело и интересно: счастливейшие годы ее жизни! C этого дня началась совсем другая жизнь, и сплошные несчастья: блокада, уход отца, бедность, остались позади.
Но в Школе-студии МХАТа Кира Александровна как актриса не раскрылась. Все время играла что-то скучное, а не то, что даровано ей Богом, – не гротеск и не каскад.
По окончании московского института Кира Петрова вернулась в Ленинград, мечтая попасть на александринскую сцену. Но жизнь сложилась иначе. Кира Александровна работала в театре Балтийского флота, затем на далеком Сахалине – в Областном драматическом театре, а после очередного возвращения в Ленинград - в МДТ и в театре Эстрады.
После долгих скитаний она оказалась в легендарном ленинградском ТЮЗе. Члены худсовета были все молодые, талантливые. Довольно сердечно, без всякой заносчивости и напыщенности приняли актрису и взяли к себе в театр. Но потом эти семнадцать лет прошли... Не то что бы в пустую... Но ролей там совсем не было. Нет, актриса, конечно, с удовольствием и пень играла, и ворону, но росла-то она мало. Что там сыграешь? Просто любила театр, любила коллектив, но была, все равно, не на своем месте. Ей бы в Театр сатиры, в Театр комедии.
В Пушкинский театр Кира Александровна пришла в 1980 году уже сложившимся зрелым мастером. Особый успех принесли актрисе такие роли, как Антоновна в «Детях солнца» Горького, Халида в «Тринадцати председателях» Абдуллина, Трефена в «Над светлой водой» Белова, Сильвия и Мадам Кутюр в «Отце Горио» Оноре де Бальзака. В Пушкинском же был поставлен спектакль по пьесе Киры Александровны «Под звуки оркестра». Сама актриса блестяще сыграла роль уголовницы, которая по воле судьбы оказалась в доме для престарелых.
Сегодня Кира Крейлис–Петрова - одна из ведущих актрис александринской сцены (той самой Александринке, о которой она так мечтала), она является исполнителем как драматических, так и комедийных, острохарактерных ролей. Среди ее ролей последних лет: Аграфена Кондратьевна Большова в спектакле «Свои люди – сочтемся!» Островского и Шутиха в «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина, режиссера Владимира Голубя, Фана в «Колпаке с бубенчиками» Пиранделло, режиссера Владимира Воробьева, Ляпкина-Тяпкинав комедии «Ревизор» Гоголя, режиссера Валерия Фокина. Яркая творческая индивидуальность, комедийный дар, высочайший профессионализм актрисы были все же востребованы, и сделали Киру Александровну любимицей театральной публики.
Сегодня ее охотно приглашают и другие театры: режиссер Олег Леваков позвал актрису сыграть в комической опере «Судьба-индейка», поставленной в Театре Музыкальной комедии по мотивам пьесы Островского «Волки и овцы». В театре «Приют комедианта» она играла в спектакле Георгия Васильева «Москва-Петушки» по Ерофееву, а сейчас занята в спектакле «Женитьба» Гоголя, режиссера Федотова. Кира Александровна работает в антрепризах: «Голубки», «Любовь не картошка - не выбросишь в окошко...»
Первый опыт работы в кино Киры Александровны - неудачный опыт. Начинали снимать фильм «Свадьба в Малиновке». Киру Александровну пригласили на Горпину Дормидонтовну. Это была ее прямая роль - танцевать, петь, «Битте-дритте, фрау мадам!..» Она была так счастлива! Актрису нарядили, и вроде бы все хорошо, всем понравилась. И в этот момент в Ленинграде появилась знаменитая Зоя Федорова. Конечно, ее то и взяли.
Кира Александровна характерная актриса, ей совершенно не нужно заботиться о внешности. Она почти не смотрится в зеркало. Ей не надо думать, как она стареет, какие у нее морщины... Как есть – так и пошла. Так было и с ролью Улиты в фильме режиссера Мотыля «Лес». Актрисе интересно было работать и с Целиковской, это была ее последняя роль в кино, и со Станиславом Садальским, который был тогда не такой, как сейчас. Мотыль сказал тогда и ему и Кире Александровне: «Вот теперь то, ребята, вы пойдете! Кино теперь ваше!» Садальский-то пошел, а она – увы...
В культовом фильме 70-х режиссера Юрия Мамина «Влюблен по собственному желанию» – актриса сыграла мать, женщину, зачуханную работой, бытом, системой. А дальше – эксцентрические роли у того же Мамина, у молодых питерских режиссеров. Широкому кругу зрителей Кира Крейлис - Петрова известна по работам в кино, достаточно вспомнить такие киноленты как «Яма», «Русская симфония», «На кого бог пошлет».
Потом была блистательная роль тещи Горохова, две недели съемок в Париже трагикомедии «Окно в Париж». Это было, безусловно, счастье! Можно представить – нашего человека пустили в Париж! Причем, изначально планировали провести там неделю, а потом из-за технических неполадок пришлось задержаться еще на неделю.
Кира Александровна также снялась в нескольких клипах. В том же телешоу «Хамелеон» Юрия Мамина, где участвовали сплошь молодые артисты. Все озорные, смешные, еще никому тогда неизвестные и безработные «менты»: Селин, Лыков, Половцев, но и у актрисы бывали там далеко не последние роли. Во всяком случае, зритель никакой разницы в возрасте между героями не ощущал.
Опять же Кире Александровне приходилось делать роли ни из чего. Как в театре: получаешь роль – одна страница, и начинаешь сочинять. Ведь нельзя же просто так болтаться по сцене. Опять таки в тех же «Ментах» играла соседку - хозяйку кошек в фильме «Напиток для настоящих мужчин». Ну, приходит следователь, что-то спрашивает, надо что-то отвечать. Скучно. А вокруг героини Киры Александровны кошки бегают. Ну, она и взяла в руки «Китикэт»: стоит, разговаривает, по инерции отправляю руку в коробочку с кормом, и кидает в рот, как хлопья кукурузные. А потом: «Тьфу ты, Господи!..» Вот уже и смешно.
С актрисой происходили на съемках самые разные курьезы. Пригласили ее сыграть дочку Брежнева, Галину Леонидовну, в фильме «Пирамида». Роль пришлось выучить за ночь, благо она была небольшая. Вечером со спектакля привезли на съемку, надели халат, загримировали. Снималась сцена обыска. По сценарию Кира Александровна должна была выпить стакан водки, произнести монолог о своем горе-супруге, опьянеть и начать кокетничать с молоденьким милиционером…
Актриса вспоминает: «Снимали в какой-то богатой квартире, обставленной антиквариатом. Ее хозяйка, старая профессорша, была здесь же, наблюдала. Пленки было совсем немного, и режиссер предупредил – всего один дубль. Начали репетировать. Я беру хрустальный графин, наливаю из него воды в стакан и тихонько ворчу: «Хоть бы действительно водки налили...» Отрепетировали, стали снимать: вновь актриса наливает и чувствует, что в графине уже действительно водка! Сердобольная профессорша постаралась... Но останавливать съемку нельзя, пленка кончается, режиссер нервничает, и пришлось опустошать этот стакан. В голове одно – не забыть бы текст. А когда алкоголь-то подействовал, настала пора кокетничать с милиционером. Кто видел потом фильм, говорят, сцена удалась ах как...!»
Потенциал у актрисы настолько огромен, что ей, конечно же, было нестерпимо тесно в тех маленьких рамках, в которых она находилась волею судьбы. Для нее, конечно, надо было писать, ставить. Она смогла бы многое. В общем, нельзя сказать, что актрисе и в кино уж очень везло: «Я не сыграла ничего путевого. Да что я, Раневскую вон не снимали! Уж как ее могли использовать. Так и шли эпизодики, эпизодики, эпизодики. Но я и не обижаюсь, понимаю, что ничего и не могло быть. Для этого надо, скорее всего, своего режиссера иметь. Теперь есть всякие конкурсы для молодых актеров, их снимают на телевидении, их видят. А у нас ничего этого не было. Мы никого не интересовали. Мы жили, как трава: есть у тебя пробивная сила – пробьешься. Нет – зачахнешь. У меня никогда ее не было. Люблю работу – и все».
Сначала Кира Александровна была просто Петровой, а Крейлис – это фамилия ее мужа Якова Яковлевича. Он латыш. Муж актрисы был сыном очень богатого человека, у которого имелись свои фабрики, заводы, дома, в парке при имении гуляли газели, прислуживали гувернантки. Советская власть все это отобрала. Перед смертью мама сообщила детям, что в Риге в их старом шкафу есть потайной ящичек, где спрятаны золотые монеты. Когда братьев реабилитировали, и они вернулись на родину, то нашли эти монеты. Благодаря им какое-то время они смогли продержаться. Яков получил образование, окончив Ленинградский театральный институт, учился на одном курсе с Алисой Фрейндлих, ушел на телевидение, где всю жизнь проработал режиссером.
Их познакомили перед поездкой на Сахалин. В дороге они подружились, влюбились друг в друга, поженились и уже на Сахалине сыграли свадьбу в домике, где жил когда-то Чехов. Началась другая полоса. И до сих пор – тьфу-тьфу-тьфу! – она продолжается.
У актрисы чудесный муж, взрослая дочь. И внуки. Неизвестно пока, будут ли они артистами. Но Кира Александровна была бы счастлива, если бы это случилось. Но вот дочь уже состоялась в другой профессии, а внуки...
Мужа звали в Канаду, предлагали хорошую работу – у него там родственники. Но актриса отказалась: «Если хочешь – уезжай. Я никуда не поеду. Я нигде не могу жить, кроме Ленинграда». – «Да что ты! Здесь погода плохая, без конца идет дождь...» – «Ну и прекрасно! Идет дождь, идет снег, солнышко – все равно все прекрасно в Петербурге. Только в Петербурге!» Естественно, Кира Александровна иногда, не часто, задумывается о смерти. Наверное, каждый человек иногда об этом задумывается. И вот сейчас, когда она гуляет по Питеру, как-то не так боится этой самой смерти. Настолько родное ей здесь все, что даже одно сознание того, что она будет покоиться в Санкт-Петербурге, ее успокаивает. Она ощущает вечность. Это какое-то удивительное чувство. Оно влечет к себе великую актрису, как к родному человеку.