На канале "Россия" стартует 12-серийный фильм Виктора Мережко о легендарной воровке конца XIX века - "Сонька Золотая ручка". Сериал выйдет в рубрике "Русская серия", где уже прошли музыкальная комедия "Национальное достояние", судебная драма "Ваша честь" и истерн-мелодрама "Прииск". Демонстрируя в прайм-тайм короткие разножанровые сериалы, канал изучает зрительские предпочтения. От чего зависит успех сериала - об этом корреспондент "Недели" Анна Федина беседует с руководителем группы качественных исследований канала "Россия" Кирой Богословской.
- вопрос: Чего зрители ждут от сериалов?
- ответ: Двух противоречивых, парадоксально несовместимых вещей. С одной стороны, что сериалы их успокоят, предложат им героя, с которым зритель мог бы себя идентифицировать. С другой - они хотят, чтобы сериал показал им панораму совре
менной жизни.
- в: Как же соблюсти эти два условия?
- о: Образ положительного героя в современной России неразрывно связан с темой так называемой социальной справедливости. Зрители хотят видеть в персонаже силу, которая позволяет бороться с воровством, несправедливостью, социальным неравен-ст
вом и вообще с российским беспределом. Лет 7 назад такими положительными героями были робингуды вроде Турецкого. Они, конечно, числились в госучреждениях, но не слишком утруждали себя соблюдением закона. В сериалах того времени у бандита и правозащитника мораль была одинаковая.
Сейчас ситуация ме
няется: в обществе все прочнее утверждается идеал законного соблюдения своих прав и законной борьбы с преступлениями. Герои "Тайн след-ствия" и "Закона и порядка" действуют легальными методами, и это обеспечивает зрителям тот самый успокаивающий эффект.
- в: То есть "Сонька Золотая ручка", герои
ня которой явно пренебрегает законом, - пример "уходящей натуры"?
- о: Идеалы законопослушности навязываются государством и одновременно востребованы обществом, которое устало ставить знак равенства между ментом и бандитом. Это видно по сериалу "Бандитский Петербург", который устарел, как ни пыта
ются его реанимировать. Но при всем при том зритель все равно видит вокруг себя воровство и несправедливость. Он по-прежнему уверен, что зло ненаказуемо. Так что сериалы вроде "Соньки" по-прежнему актуальны.
- в: Как повлияет на зрительское восприятие то, что дей-ствие сериал
а разворачивается не сегодня, а в конце XIX века?
- о: Есть версия, что "Сонька" будет пользоваться популярностью именно потому, что этот сюжет отделен от нас исторической дистанцией. Он будет вызывать множество ассоциаций с современностью, но не будет в лоб указывать на недостатки нашей жизни. С
корее всего, если бы на месте Золотой ручки была воровка начала XXI века, то, во-первых, сериал вряд ли вышел бы на экраны, а во-вторых, даже попав в эфир, имел бы куда меньшую популярность.
- в: Почему?
- о: Бьющая в глаза реальность или актуализация слишком болезненных тем немедленно сказыв
ается на рейтинге. Человек не хочет, чтобы ему напоминали о его беззащитности, близости смерти и других экзистенциальных проблемах. Сериалы призваны эту "базовую тревогу" потушить, а не разжечь, поэтому в них нет места "правде жизни". Самое любопытное, что в России не выработался образ положительног
о героя, в том числе и потому, что изображение реального героя нашего времени вызывает прямо-таки всплеск базовой тревоги.
Мы проводили фокус-группы по передаче, которая должна была показывать русских мужчин, проявляющих действительно мужские качества. Героем передачи был полковник, который спаса
л попавших в чеченский плен солдат. Причем делал он это сам, без помощи государства. Посмотрев программу, зрители признали, что это и правда герой нашего времени, а не "герой дня", но при этом сказали, что программы про "героя дня" смотрели бы куда охотнее. Почему? Потому что такие истории вызывают
массу вопросов. Почему эти 1500 ребят оказались в плену? Что для их спасения делало государство? И наконец, а я-то сам что сделал бы в этой ситуации?
Вот и выходит: сериал надо сделать так, чтобы зритель не чувствовал себя униженным, ущербным. "Богатые тоже плачут" сделаны по той же схеме: чтобы
не вызывать в зрителе зависть, социальную агрессию по отношению к сильным мира сего, у которых тоже полно проблем.
- в: Что должно быть в сериале, а без чего можно обойтись? Например, судя по "Казусу Кукоцкого", стилевая изысканность на популярность сериала не влияет.
- о: Вы правы. 70% телез
рителей в России не имеют высшего образования. У них другие вкусы, и то, что ценят в кино эстеты, эти зрители просто не считывают с экрана. Зато у них есть свои критерии отбора. Во-первых, сериальный мир должен быть прозрачен: понятный сюжет, яркие персонажи и вменяемая интрига. Во-вторых, сериал до
лжен затрагивать базовые темы человеческой жизни: жизнь, смерть, любовь. Зритель должен понимать, зачем герой живет и чего он хочет в жизни.
Есть и третье условие. Это попадание в актуальные мифы аудитории. Про борьбу за справедливость мы уже сказали. Но есть и другая цель - достижение богатства.
Для женщин история Золушки - вообще беспроигрышный вариант. Героиня после сильных переживаний должна обрести мужа, карьеру и прочие символы социального благосостояния. Нужно поместить героиню в среду, по которой зрители ностальгируют. Модельный бизнес в "Не родись красивой" или позапрошлое столетие
в "Соньке Золотой ручке" - примеры идеальной среды для сериала. Лишенная конкретики российская деревня тоже подойдет.
- в: А как же насчет нравственного посыла той же "Соньки"?
- о: Авторы сериала все сделали очень тонко. "Сонька" вроде бы говорит, что воровать можн
о и ты проживешь блестящую жизнь вместо того, чтобы банально загнивать. У героини все складывается: она сбегает с каторги, у нее есть дети... Так почему же воровать нельзя? И только в конце проявляется мысль авторов: воровать нельзя не потому, что тебя посадят (самое привычное объяснение), а потому,
что ты постоянно будешь висеть на волоске и у тебя не будет стабильности и безопасности - а именно этого и хочет современный зритель.
- в: А кто он, этот зритель, которого не оторвешь от сериалов?
- о: Так как особой дифференциации каналов в России нет, то аудитория сериалов универсальна. Ту
т есть важный закон: в сериале, чтобы он пользовался популярностью, должны присутствовать и мужской, и женский миры. Для мужчин важны проявление мужских качеств и часто соперничество. Для женщин - семья, любовь, человеческие отношения.
В "Марше Турецкого" было много погонь, но почти не было любви
- и в результате сериал не пользовался особой популярностью. По той же причине в прайм-тайм идут детективы. Ни мелодрамы, ни даже саги не захватят внимание большой части мужской аудитории, если в них нет криминальной интриги. А она в них, как правило, есть.
- в: Но почему же женщины смотрят дет
ективы?
- о: Детективы делят на мужские и женские. "Улицы разбитых фонарей" - мужской, "Тайны следствия" - женский. В женских детективах крови и погонь меньше, а психологии больше. При этом интрига остается не менее захватывающей, чем в мужском. Такой продукт универсален.
- в: "Сонька" - унив