Руководитель джаз-оркестра, бэндлидер, пианист, аранжировщик, дирижер, композитор, педагог, Заслуженный деятель искусств России (1985). Первый в стране профессор эстрадной и джазовой музыки (1989). Один из основоположников и создателей эстрадно-джазового образования в России. Первый заведующий отделением эстрадной и джазовой музыки Ростовского училища искусств (1982-1985), первый заведующий кафедрой эстрадной и джазовой музыки в Ростовской государственной консерватории им. С.Рахманинова (1982-1993).
Член координационного совета эстрадного образования при Центральном научно-методическом кабинете по учебным заведениям культуры и искусства (1984-1993).
Основатель Ростовского джаз-оркестра (1963-1993). Лауреат Международных и отечественных джазовых фестивалей. Председатель жюри международных и оте
чественных джазовых конкурсов. Автор методических работ и учебных пособий по фортепиано и оркестровому классу для эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ и вузов. Педагог, воспитавший много лауреатов международных и отечественных конкурсов и фестивалей, работающих в России, странах Европы и А
мерики.
"Элегантный, экстравагантный дирижер, рыцарь биг-бэнда... У него как-то прекрасно сочетались интеллигентность, мягкость и грандиозная принципиальность. Он все понимал. Но он был настолько талантливым человеком, что умел эту свою принципиальность и решительность выражать в очень каких-то до
брых формах." (Ю.С.Саульский).
"Его деловитость в сочетании с юмором, в сочетании с его личным обаянием позволила в Ростове очень крепко поставить на ноги эстрадно-джазовое образование..." (В.Б.Фейертаг).
"Я был потрясен выступлением его оркестра. Это был "живой" джаз. Всю свою энергию Ким передав
ал музыкантам. Он буквально взрывал своим темпераментом оркестр. Это был "живой" драйв, "живой" свинг. Биг-бэнд Кима Назаретова стал "оркестровым университетом" для музыкантов." (А.Н.Баташев).
Несколько непонятное для сегодняшнего поколения имя "Ким" в 1936 году было достаточно частым и расшифров
ывалось очень просто: Коммунистический интернационал молодежи. И так уж случилось, что такое хорошее советское имя теснейшим образом связалось с нехорошим буржуазным словом "джаз".
Ким прошел все соответствующие ступени полного музыкального образования (школа-училище-вуз), и на всех этапах его сопр
овождала любовь к инородному искусству. Его училищный педагог - выпускница Московской консерватории (класс профессора Л.Н.Оборина) М.И.Кац - не признавала никакого джаза и видела в Киме блестящего классического пианиста. А вот теоретик Г.М.Барсегян весьма лояльно относился к гармоническим экзерсисам
своего студента и даже позволял играть модуляции джазовыми гармониями.
В 1956 году Ким Назаретов с отличием заканчивает училище и поступает не в Московскую к Л.Н.Оборину, а Харьковскую консерваторию: так уж сложились обстоятельства. В Харькове Ким создает свой первый оркестр "Дружба". Весьма своео
бразную профессиональную оценку этому интернациональному (в нем играли студенты Германии, Польши, Чехословакии, Румынии) коллективу дал Александр Броневицкий: свой ленинградский ансамбль он назвал так же - "Дружба". Репертуар черпали из передач Уиллиса Коновера "Час джаза" и трофейных фильмов - таки
х, как "Серенада Солнечной долины" и "Джордж из Динки-джаза".
С октября 1960 г. Ким Назаретов начинает сотрудничество с Харьковским ТЮЗом: сначала как дирижер оркестра, затем - заведующий музыкальной частью. За три года он написал музыку к восьми спектаклям.
Окончание консерватории (1961) совпал
о с конкурсом пианистов-выпускников консерваторий Украины, Молдавии и Белоруссии, на котором Ким занимает первое место. Но, пожалуй, самым ярким событием харьковского периода была встреча с Эдди Рознером. Во время гастролей по Украине в оркестре неожиданно заболел пианист. Ким согласился на замену.
Ему объяснили, что играть, и выдали концертный костюм чуть ли не на три размера меньше. Но это нисколько не помешало первому большому успеху Назаретова.
Харьков в то время был достаточно крупным культурным центром страны с весьма напряженной концертной жизнью. Поэтому о Киме знали многие и даже пыт
ались "заманить" к себе: Константин Орбелян уговаривал идти в Государственный оркестр Армении, Эдди Рознер - в свой оркестр Белоруссии. Но родители Кима настаивали на возвращении в Ростов-на-Дону. Тем более, что Ким с женой жили на квартире, а трехлетний Петя - у бабушки в г. Славянске.
В августе 6
3-го семья Назаретовых переезжает в Ростов. Ким работает в Ростовском училище искусств и дает концерты в филармонии. Но джаз его по-прежнему "не отпускает". Да и мечта о создании джаз-оркестра в Ростове вдруг показалась совершенно реальной. Уже в сентябре благодаря помощи друга - саксофониста Владим
ира Попова - был сформирован первый состав, который через полтора месяца показал свою небольшую программу в кинотеатре "Россия" приехавшему на гастроли в Ростов-на-Дону оркестру Олега Лундстрема. Вот с этого все и началось.
Летом 64-го оркестр стал выступать в парке им. Октябрьской революции на тан
цплощадке "Мелодия" и под этим названием жил довольно долго. Коллектив не имел "постоянного места жительства", скитался по всевозможным ДК, что, однако, не мешало делать новые программы и регулярно показывать их в городе.
Одновременно Ким Назаретов работает в театрах (сохранилась музыка к спектакл
ям "Варшавская мелодия", "Похищение луковиц", "Двадцать лет спустя", "Добрый человек из Сезуана"). Хочется чуть-чуть задержаться на пьесе Бертольда Брехта, все музыкальные номера которой решены в разных джазовых формах, жанрах, стилях. "Песня о дне святого Никогда" - джаз-рок, "Песня о восьмом слоне
" принизана ритмами буги-вуги, "Песня Водовоза" целиком выдержана в стиле свинг, а красивейшая баллада "Песня о дыме" - лирический центр спектакля.
В начале 70-х джазменов России потрясли два события. В 1971 году в страну приехал легендарный Дюк Эллингтон со своим уникальным оркестром солистов, а
через год - оркестр под управлением трубача и композитора Теда Джонса и барабанщика Мела Луиса. "Живое" исполнение кумиров, конечно же, всколыхнуло творческий потенциал Ростовского джаз-оркестра Кима Назаретова. Музыканты стали искать свой саунд, свою индивидуальную манеру исполнения. Обогатился и р
асширился репертуар.
Наступил судьбоносный для истории отечественного джаза 74-й год: решением Министерства культуры РСФСР в музыкальных училищах двадцати городов России были открыты эстрадные и джазовые отделения (ЭДО). В отличие от других учебных заведений, в которых ЭДО прикрепились к фортепианн
ому или духовому отделениям, в Ростове-на-Дону оно сразу стало самостоятельным, поэтому и считается официально "первым в России". Открывали его директор РУИ А.И.Безродный, пианист К.Назаретов и тромбонист В.Кутов (в последствии - худрук Ростовского джаз-оркестра К.Назаретова).
Первые педагоги ЭДО:
К.А.Назаретов (заведующий отделением, ф-п, аранжировка, руководитель джаз-оркестра РУИ), В.И.Попов (саксофон, ансамбль), Е.И.Гнездилов (саксофон), В.Г.Кутов (тромбон, аранжировка), М.О.Радинский (труба), Г.Крылов и В.И.Костыленко (гитара), И.К.Егоров (бас-гитара), Л.Д.Тюрин (контрабас), Н.А.Иоаннися
н (ф-п, джазовая импровизация), М.М.Левин (ударные), А.П.Морозов (аккордеон). На лекции по истории джазовых стилей приезжал из Воронежа Ю.Т.Верменич (которого потом сменил Ю.Г.Кинус - сегодняшний худрук джаз-оркестра К.Назаретова). Эти педагоги создали ростовскую школу джаза фактически "с нуля", а в
79-м году ЭДО РУИ уже вошло в каталог европейских джазовых школ.
В 1974-м году часть оркестра (точнее - его "шведский" состав) Кима Аведиковича "переселяется" в концертный зал РУИ, и на его базе создается новый - студенческий - коллектив, который уже в мае 76-го впервые выезжает на джаз-фестиваль
в Куйбышев (ныне - Самара) и затем становится постоянным участником всех джазовых событий России.
В 77-м оркестр РУИ приглашают на десятилетие студии "Москворечье" Юрия Козырева (ныне - Московский колледж импровизационной музыки - ред.). Эта первая поездка ростовского биг-бэнда в Москву стала и п
ервым знакомством с Владимиром Фейертагом, а результатом этого знакомства стали гастроли и в Ленинграде.
В 78-м году ЭДО РУИ произвело пятый набор и вмещало уже около 60 человек. Встал вопрос о втором студенческом оркестре, руководство которого Ким Аведикович возложил на Михаила Радинского.
1982 году ректор Ростовского Государственного Музыкально-педагогического института (РГМПИ) Анатолий Иванович Кусяков (ныне - заслуженный деятель искусств России, профессор композиции) предложил Киму Аведиковичу создать первое в стране эстрадно-джазовое отделение (ЭДО) в вузе. Конечно же, педсостав к
афедры частично дублировался училищным, но постепенно появились и новые имена: потрясающий концертмейстер Л.Н.Шабаньянц, А.Бердников (гитара), А.Терацуян (контрабас), ведущие музыканты страны Лауреаты международных и отечественных джазовых конкурсов доценты В.Бударин (тромбон), В.В.Колесников (труба
), В. Борилов (гитара). В РГМПИ создается студенческий джаз-оркестр п/у Юрия Кинуса.
В 1983-м году ростовский биг-бэнд Кима Назаретова вместе с творческой группой кинематографистов студии "Владикавказ-телефильм" совершают большое концертное турне по России и Северному Кавказу, которое завершилось в
московском Государственном театре эстрады. Большую часть репертуара занимала эстрадная и джазовая музыка Мурада Кажлаева, вошедшая в исполнении ростовчан в фильм "Мурад Кажлаев - ритмы и годы" и пластинку "Только ты". В апреле 1984 года Ким Аведикович проводит I Донской фестиваль биг-бэндов страны,
на который, помимо коллективов, приехали корифеи отечественного джаза: А.М.Котляровский, В.Е.Терлецкий, Ю.С.Саульский, В.Н.Людвиковский, Г.А.Гаранян.
В мае праздновалось десятилетие джазового образования в стране, что послужило поводом для московского смотра-конкурса ЭДО России. На этот конкурс К
им Аведикович едет в качестве члена жюри. 1-е место поделили оркестры РУИ п/у Михаила Радинского и московского училища им.Гнесиных п/у Анатолия Кролла. В этом же году Ким Назаретов становится членом Координационного совета эстрадного образования при Центральном научно-методическом кабинете по учебны
м заведениям культуры и искусства.
В 1985 году в Москве состоялся IX Московский фестиваль джазовой музыки. Выступление на нем биг-бэнда К.Назаретова было записано на пластинку. А 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил К.А.Назаретову
звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".
1986 год - 50-тилетие Маэстро и 30-тилетие творческой деятельности. Полный аншлаг в Большом зале Ростовской областной филармонии. Передать или хотя бы частично пересказать все то, что составляло этот грандиозный праздник совершенно невозможно. Упомяну ли
шь об одном подарке ветерана отечественного джаза А.Котляревского. Он вручил Киму Аведиковичу большую чеканную медаль с надписью: "Обаятельнейшему человеку, большому музыканту, знатоку джаза, борцу за свинг, создателю биг-бэнда". Этим все сказано.
Весной 87-го по инициативе К.Назаретова в Ростове-н
а-Дону состоялся Всероссийский конкурс эстрадно-джазовых вокалистов (члены жюри: Юрий Саульский, Игорь Бриль, Лариса Долина, Гелена Великанова, Ким Назаретов), затем - II Донской джаз-фестиваль биг-бэндов, который на этот раз был уже международным (участвовали коллективы Германии, Франции, Польши).
В декабре 87-го в качестве члена жюри К.А.Назаретов вместе со студентами и выпускниками РГМПИ едет в Польшу в город Калиш на XIV Международный джазовый фестиваль и VII Международный конкурс джазовых пианистов имени Мстислава Косза. Уже в Калише Кима Аведиковича выбирают председателем жюри у пианист
ов. Ростовские музыканты И.Уколов (выпуск 1985 г.) и студент 3-го курса Михаил Иванов стали дипломантами этого престижного конкурса. В 88-м году оркестр пригласили на гастроли в Шотландию в город-побратим Глазго. В этом же году в филармонии Ким Аведикович начинает проводить цикл концертов под рубрик
ой "Джаз+джаз". В первом отделении играл Михаил Иванов со своим ансамблем, во втором - приезжие гастролеры.
III Донской фестиваль биг-бендов (апрель 1989) вел Владимир Борисович Фейертаг. Джазовый музыковед отметил: " Оркестр Назаретова радует нас своим постоянством, бережным отношением именно к ин
струментальному джазу". Фейертаг совершенно блестяще "преподносил" фестиваль и кажется, именно тогда Ким метко заметил: "Фейертаг - это Андроников в джазе". В этот же вечер Назаретов очень много солировал на рояле. Инструмент буквально пел. Это была и мощь физическая, и в то же время филигранность,
отточенность каждого звука. В излюбленной композиции "В мягких тонах" Дюка Эллингтона Ким был особенно неподражаем, играя своим удивительным по красоте звуком, как музыканты его называли "кимовским, бархатным".
В сентябре в Бельгии проходил II Международный конкурс джазовых ансамблей. Из 96 участн
иков в финал прошло только десять, среди которых - единственный коллектив из России, выпускники РГМПИ "Ростов-трио" (братья Ивановы и барабанщик Гедеон Пейсахов), получившие Гран-при. Кстати, именно там родился каламбур: "Ростов-трио из города Назарета".
В 1990 году Ким Назаретов включается в рабо
ту по организации Всероссийского конкурса джазовых музыкантов и проводит его в апреле (председатель жюри - Игорь Бриль). Победителями стали по существу две школы: московская и ростовская. Осенью этого же года кафедра эстрадной и джазовой музыки РГМПИ вступила в Международную ассоциацию джазовых школ
(Глазго), деятельность которой разворачивалась под девизом: "Будущее джаза связано с будущим джазового образования и Международной ассоциации джазовых школ".
С 1991 года Ким Аведикович открывает ежемесячный абонемент "Джаз в полдень", который ему помогал вести Ю.Г.Кинус. В январе 1992-го года Киму
Аведиковичу Назаретову впервые в России присвоено ученое звание профессора по кафедре эстрадной и джазовой музыки. В этом же году 15 июля был утвержден муниципальный музыкальный центр, а сам биг-бэнд Кима Назаретова наконец получил статус профессионального коллектива. Сразу же оговорили, что Центр
будет находиться в кинотеатре "Россия", но помещения не дали, и оркестр продолжал скитаться. Как и обычно в России "не во имя, а вопреки" ростовский джаз-бэнд подготовил новую программу и представил ее на Международном джаз-фестивале в г.Кобленц (Германия). Фестивальная программа называлась "Экскурс
ия по истории джаза", за роялем был сам Маэстро. Выступление ростовчан получило широкий резонанс в прессе, а одна статья так просто и называлась - "Гленн Миллер с Дона".
Я человек старой формации, - не раз говорил Ким Аведикович. - И для меня кумир - это настоящий саунд хорошего мэйнстрима совреме
нного свингующего оркестра.
93-й год - бесчисленные концерты, майский фестиваль биг-бэндов в Москве, подготовка к октябрьскому набору в аспирантуру-ассистентуру на кафедре эстрадной и джазовой музыки РГК, серьезная репетиционная работа перед поездками на фестиваль в Болгарию и гастролями по Германи
и, с 9 по 15 июля вступительные экзамены на ЭДО... 21 декабря 1993 года муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова наконец и официально переселяется в собственное помещение, но... без Кима.
"Я не знаю человека, который бы не любил Кима. Один факт. Когда избиралось правление джазовой федерации, то
персонально тайным голосованием избиралось джазовое политбюро. Когда избрали политбюро, то на первом месте из 101-го голоса - 101 голос был подан за Кима. Уже за следующих было подано 99, 95 голосов. За меня тоже было где-то 90. То есть кто-то был против кого-то. А Ким - безоговорочный человек." (В
ладимир Фейертаг в интервью музыкальному редактору "Радио-103" Елене Черепанцевой, Сочи, 1995).
У "безоговорочного человека" Кима Аведиковича Назаретова совершенно уникально соединились потрясающий талант Большого Музыканта и Большого Человека. Вот всего лишь один пример. 30 марта 93-го года на к
онцерте Ростовского муниципального биг-бэнда произошло непредвиденное. На сцену вышел вокалист Эдуард Крылов. Ведущая объявляет: "Эдди Рознер, песня "Ничего не знаю" (песню написал Генрик Варс, но исполнял оркестр Рознера). Оркестр играет вступление и певец... забывает слова. Вместо него начинает пе