Американка индейского происхождения; ученый, просветительница, писательница и общественный деятель. Сделала чрезвычайно много для сохранения истории, культуры и языка индейцев кауилла. По праву считалась одним из авторитетнейших индейских лидеров на территории Калифорнии.
Росла Собел среди индейцев; её мать, Мелана Сауакселл (Melana Sawaxell), говорила лишь на языке кауилла. Отец Кэтрин, Хуан Сива (Juan C. Siva), за свою жизнь овладел 4-мя языками – кауилла, испанским, латынью и английским.
Впервые о важности сохранения родной культуры Кэтрин задумалась еще в школе – большинство её друзей предпочитало общаться не на родном языке, но на английском. Отреагировала Собел на эту несправедливость довольно быстро – девочка начала составлять на языке кауилла небольшой травник. Названия трав и способы их применения Кэтрин узнавала у матери, в травах разбиравшейся довольно хорошо; дочку она обучила большому количеству секретов.
Труд Кэтрин – так называемый 'Темальпакх' ('Temalpakh') – в будущем стал чрезвычайно важным документом; известны
й американский антрополог Лоуэлл Джон Бин (Lowell John Bean) использовал 'Темальпакх' в своих исследованиях на протяжении 10 лет. Книгой этой Собел продемонстрировала не только в высшей степени впечатляющие познания в культуре родного народа; немалый интерес 'Темальпакх' представляет собой как труд по этноботанике. Кстати, именно этноботаника – наука о травоведении и сельском хозяйстве определенных этнических групп – стала второй основной специальностью Собел.
В 1962-м Собел активно сотрудничала с Уильямом Брайтом (William Bright), профессором американской лингвистики. Вместе с Брайтом и профессором Памелой Мунро (Pamela Munro) Кэтрин вела практические занятия; позже она сильно помогла Мунро во время работы над учебным изданием 'Chem'i'vullu: Let's Speak Cahuilla'.
С 1964-го Кэтрин работала вместе с лингвистом Кельнского Университета (University of Cologne) Гансом Якобом Зайлером (Hansjakob Seiler); вместе они сумели создать достаточно обширное письменное руководство по языку кауилла, ранее существовавшее лишь в устной форме. Результатом трудов Зайлера и Собел стали учебник грамматики и словарь. В дальнейшем Собел издала свой собственный словарь кауилла; в него, помимо прочего, вошел ряд фольклорных произведений кауилла – разумеется, с точным переводом на английский.
В 1958-м Джейн Пенн (Jane Penn), один из лидеров резервации кауилла в Бэннинге, Калифорния (Banning, California), задумала создать в резервации музей индейской культуры. Помогли её в этом начинании Лоуэлл Джон Бин (Lowell John Bean), Кэтрин Собел и её супруг М
ариано (Mariano); вместе они сумели выбить для музея статус некоммерческого заведения и собрать для него впечатляющую коллекцию индейских артефактов. Открылся первый некоммерческий индейский музей в феврале 1965-го; продолжает он функционировать и по сей день.
За свою научную деятельность Собел удостоилась целого ряда различных премий – преимущественно районного уровня. Работы Кэтрин печатались в правительственных, научных и музейных изданиях.
Кэтрин Собел официально считалась одним из наиболее выдающихся экспертов по индейской культуре и истории; в этом качестве она регулярно выступала перед разного рода советами, комитетами, агентствами, на судебных заседаниях и даже в Конгрессе США.
Скончалась Кэтрин Собел 1-го ноября 2011-го; на момент смерти ей был 91 год