Режиссер Кэтрин Бигелоу прославилась как автор совсем неженских, но совершенно по-мужски агрессивных и жестких боевиков. Откровенная мрачность некоторых картин, реализм, граничащий с гротеском и неординарный, собственный взгляд – все это выделило женщину-режиссера как жесткого, без тени налета романтики, постановщика. Никаких детских утренников, никаких рождественских сказок. Кэтрин Бигелоу – это жестокое, бескомпромиссное, но одновременно и очень 'художественное' кино.
Кэтрин Бигелоу (Kathryn Ann Bigelow) родилась в 1951 году в Сан-Карлосе, штат Калифорния; росла единственным ребенком в семье.
С детства занимавшаяся живописью, Кэтрин должна была бы стать художницей – ей даже посчастливилось выиграть грант Музея Whitney. Однако, несмотря на это, для дальнейшего образования Кэтрин выбрала киношколу при Колумбийском Университете (Columbia University) - в дальнейшем она видела себя хоть и художником, но кино-художником.
Ее дебютом стала в 1982 году драма 'Без любви' (The Loveless) о банде, орудовавшей в середине прошлого века. Впрочем, еще до того, в 1978 году, Кэтрин сняла свою по-настоящему первую работу – короткометражку 'Set-Up'.
Свою следующую картину – драматический вестерн с элементами ужастика под названием 'С приходом тьмы' (Near Dark) – Бигелоу сняла спустя несколько лет, в 1987 году. Сценарий к эт
ому фильму про вампиров также был написан самой Бигелоу. Фильм, первоначально задумывался исключительно как вестерн, однако в восьмидесятые годы двадцатого века этот жанр не был слишком популярен, зато фильмы ужасов как раз были в моде. Поэтому было решено сделать фильм, сочетающий в себе элементы вестерна и ужастика.
В 1989 году, на пару с Эриком Редом, был написан сценарий, из которого впоследствии получился криминальный боевик 'Вороненая сталь' (Blue Steel). Впрочем, ничего особенного в этой картине о нелегкой жизни женщины-полицейского критики не увидели, хотя Кэтрин Бигелоу и пыталась вплести в сюжет триллера элементы психоанализа. В прокате фильм, что называется, провалился.
Зато режиссер Кэтрин Бигелоу в том же - 1989 году - стала женой легендарного Джеймса Кэмерона. Их брак продлился недолго и окончился разводом в 1991 году. Говорят,
что Кэмерон, создатель 'Терминатора' и 'Титаника', оказал на Кэтрин некоторое влияние, и после жизни с ним ее картины стали еще более жесткими. Впрочем, творческие натуры, как правило, редко подпадают под определенные поведенческие типы. А вампирские, кровавые и мрачные темы были в картинах этой странной женщины с 'неженскими' фантазиями и раньше.
В 1991 году Бигелоу снимает 'На гребне волны' (Point Break) – фильм о таинственной банде серфингистов, среди белого дня совершающей ограбления банков. Полиция и ФБР поражены профессиональностью и скоростью проведения преступлений. И вновь только очень искушенный зритель может предположить, что постановщик фильма – женщина. Слово 'fuck' произносится по ходу действия фильма 105 раз, а количество трупов доходит до двенадцати. Впрочем, огромный интерес фильму был обеспечен – потрясающие сцены катания на м
орских волнах 'лихих парней' Патрика Суэйзи и Киану Ривза (для съемок Ривз специально учился серфингу) сделали свое дело. Красочный, динамичный и остросюжетный фильм по праву считается большим успехом Кэтрин Бигелоу. Кстати, одним из продюсеров картины выступил и Джеймс Кэмерон.
А вот следующая режиссерская работа Бигелоу – 'Странные дни' (Strange Days), вышедшая в 1995 году - вновь оказалась провальной. Снятый за 42 миллиона долларов, триллер собрал в прокате в шесть раз меньше. И это – несмотря на то, что автором сценария и продюсером оказался все тот же Кэмерон. Возможно, для ленивой публики фильм оказался слишком сложным для восприятия. Провал 'Странных дней' сказался на карьере Бигелоу в Голливуде – в течение нескольких лет ее попросту не было на съемочных площадках.
Лишь в 1999 году режиссер вновь представила зрителям свое странное кино.
И вновь сложный сюжет детектива следующего фильма - 'Вес воды' (The Weight of Water) – не был особо популярен у зрителя.
Зато к основанной на реальных событиях драме 'К-19' Бигелоу подготовилась основательно. Картина, посвященная подвигу российских подводников на терпящей аварию атомной субмарине, имела ошеломляющее эмоциональное воздействие на зрителя. Фильм 'К-19' был принят. Принят даже враждебно настроенными первоначально родственниками героев. Харрисон Форд, гениально сыгравший главную роль - сдержанного, немногословного, умудрённого жизнью командира - довершил дело.
В 2007 Бигелоу сняла 'Mission Zero', а в 2008 году – 'Повелитель бури' (The Hurt Locker). Впрочем, переводов названия этой картины на русский язык несколько - 'Передряга', 'Повелитель бури', 'Скрытая опасность'. В картине, которая выполнена в жанре военной драмы, Кэтрин Биг
елоу вновь демонстрирует свой собственный, ни на кого не похожий и уже узнаваемый режиссерский взгляд. В этот раз под прицелом камер оказался Ирак и происходящие в нем военные события. Это - история об отряде 'подрывников', каждый член которого считает дни до окончания военных действий на территории оккупированного Ирака. И каждый из этих оставшихся дней может оказаться последним. Режиссерской целью не было патриотическое кино – лишь рассказ о разных людях и их отношении к жизни и войне.
Итак, зрители не дождутся от Кэтрин Бигелоу 'женской классики' - медоточивых мелодрам и семейных комедий. Очевидно, что ее фильмы были и остаются жесткими и очень реальными. Война, кровь, насилие, преступления – все эти составляющие современного мира Кэтрин Бигелоу лишь талантливо режиссирует, не скрывая за очевидными фактами собственного режиссерского взгляда