Английский режиссер. Любовь к театру заставила Рида бросить занятия сельским хозяйством, к которым его готовили родители, и пойти в актеры. В 1924 он дебютировал на лондонской сцене, инсценировал детективы, а с начала 30-х годов стал работать в кино, получив первую постановку в 1935.
Снимая скромные малобюджетные картины, Рид выработал неброский реалистический стиль, во могом предвосхитивший послевоенный неореализм. Его экранизация романа А. Кронина «Звезды смотрят вниз» (The Stars Look Down, 1939) является прямой предшественницей фильмов 50-х годов на «рабочую тему». Много сдел
ав в пропаганде и документалистике в годы войны, Рид снял свои лучшие фильмы в послевоенное десятилетие. «Выбывший из игры» (Odd Man Out, 1947) — драма преследования, в ходе которой раненый ирландский террорист оказывается в конце концов отторгнут занятыми своими проблемами жителями Белфаста. Стилис
тика во многом напоминает французский довоенный «поэтический реализм» Карне—Превера, однако свет и тени наложены резче, а символическая тема одиночества и страдания человека проведена более выпукло. Явная близость художественных интуиций Рида к метафизике Грэма Грина выразилась в том, что в следующи
х двух фильмах литературной основой является творчество писателя (рассказ и оригинальный сценарий). «Поверженный идол» (The Fallen Idol, 1948), увиденная глазами ребенка драма классического треугольника взрослых людей, — свидетельствует о трагической усложненности человеческих отношений по сравнению
с «естественной простотой» детства. «Третий человек» (The Third Man, 1949) — хрестоматийный образец субъективного поэтического кинематографа, из частного криминального расследования в холодной и разрушенной послевоенной Вене создающего картину тщеты человеческих усилий в погоне за фантомами.
Уме
ние создать настроение, внимание к выразительным деталям, искусное сюжетосложение проявились и в других фильмах Рида, например, в «Человеке посредине» (The Man Between, 1953), во многом близком «Третьему человеку» и сюжетно обыгрывающем ситуацию разделенного Берлина, однако они не поднимались до уро
вня послевоенной «трилогии». Последний крупный успех ожидал его в 1968, когда вышла экранная версия мюзикла «Оливер!» (Oliver!, премия «Оскар» за фильм и режиссуру).
1935 MEN OF THE SEA режиссер
1935 MIDSHIPMAN EASY режиссер
1937 WHO'S YOUR LADY FRIEND? режиссер
1938 BANK HOLIDAY/THREE ON A
WEEKEND режиссер
1938 CLIMBING HIGH режиссер
1938 PENNY PARADISE режиссер
1939 A GIRL MUST LIVE режиссер
1939 ЗВЕЗДЫ СМОТРЯТ ВНИЗ / THE STARS LOOK DOWN режиссер
1940 THE GIRL IN THE NEWS режиссер
1940 NIGHT TRAIN TO MUNICH/NIGHT TRAIN режиссер
1941 KIPPS/THE REMARKABLE MR. KIPPS режиссер
194
2 THE YOUNG MR. PITT режиссер
1944 THE WAY AHEAD/THE IMMORTAL BATTALION режиссер
1945 THE TRUE GLORY сорежиссер
1947 ВЫБЫВШИЙ ИЗ ИГРЫ / ODD MAN OUT продюсер, режиссер
1948 ПОВЕРЖЕННЫЙ ИДОЛ / THE FALLEN IDOL продюсер, режиссер
1949 ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК / THE THIRD MAN продюсер, режиссер
1951 OUTCAST
OF THE ISLANDS продюсер, режиссер
1953 ЧЕЛОВЕК ПОСРЕДИНЕ / THE MAN BETWEEN продюсер, режиссер
1955 A KID FOR TWO FARTHINGS продюсер, режиссер
1956 TRAPEZE режиссер
1958 THE KEY режиссер
1960 OUR MAN IN HAVANA продюсер, режиссер
1962 MUTINY ON THE BOUNTY режиссер
1963 THE RUNNING MAN продюсер,
режиссер
1965 THE AGONY AND THE ECSTASY продюсер, режиссер
1968 OLIVER! режиссер
1970 FLAP режиссер
1972 FOLLOW ME! режиссер
1972 THE PUBLIC EYE режиссер
Премия «Оскар» в номинации «Документальные фильмы» за 1945 год
Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1947 год