Чему учат школы, и чему они должны учить на самом деле? Кен Робинсон является одним из виднейших специалистов по образованию во всем мире, и его ответы на эти вопросы несколько отличаются от общепринятых. Как же, по мнению Робинсона, должно работать современное образование?
Кеннет Робинсон – английский писатель, оратор и международный советник по вопросам образования и искусства; сотрудничает с целым рядом правительственных, некоммерческих и образовательных организаций.
Родился Кен Робинсон в Ливерпуле, в семье Джеймса и Этель Робинсон. Родители Кена были рабочими; помимо самого Кеннета, у них было еще 6 детей. После несчастного случая на производстве у Джеймса Робинсона были парализованы конечности. Самому Кену также не повезло со здоровьем; в 4 года он подхв
атил полиомиелит. Последствия полиомиелита вынудили Робинсона отправиться в особую школу; позже, впрочем, Кен перебрался в школу обычную. Некоторое время Робинсон изучал английский и драматическое искусство в колледже Университета Лидса; в 1981-м получил степень доктора в Университете Лондона. В ходе работы над диссертацией Кен изучал драматическое искусство и театр, как в целом так и применительно к образованию.
В период с 1985-го по 1988-й Робинсон был директором по искусству в проекте 'Sch
ols' – специальной инициативе по развитию и продвижению уроков искусства в Англии и Уэльсе. В проекте трудилось больше 2000 учителей, художников и руководящих сотрудников.
На протяжении 12 лет Робинсон трудился в Университете Уорика, в качестве профессора по образованию; сейчас он занимает должность почетного профессора. Почетных должностей у Кена немало; он сотрудничает с целым рядом крупных учебных заведений, вроде Школы дизайна Род-Айленда, Колледжа дизайна и искусств Ринглинга, Бирмингемс
ого городского университета и Ливерпульского института исполнительских искусств.
В 2005-м совместный проект 'Time', 'Fortune' и CNN 'Principal Voices' включил Кена Робинсона в свой рейтинг наиболее важных ораторов мира. В 2003-м королева Великобритании назначила Робинсона рыцарем-бакалавром за вклад в развитие национального искусства. Сейчас Кен регулярно выступает по всему миру с речами по поводу творческих вызовов, предстающих перед бизнесменами и проблемами образования в новой глобальной э
кономике.
В 1998-м Кен Робинсон возглавил британскую комиссию по творчеству, образованию и экономике; написанный им отчет оказал на дальнейшие действия правительства большое влияние. Робинсону приписывают создание стратегии экономического и творческого развития, использованной в рамках мирного урегулирования ситуации в Северной Ирландии. В том же году Кен Робинсон возглавил Национальный консультационный комитет по творческому и культурному образованию.
Кеннет Робинсон регулярно выступает на
онференциях TED; он уже показал три презентации о роли творчества в образовании, причем в общей сложности на одном лишь официальном сайте TED эти презентации были просмотрены больше 28 миллионов раз. Самой популярной презентацией Кена Робинсона является презентация о том, как школьная система начисто убивает в детях творческое начало; эта презентация по популярности уверенно удерживает первое место на всем сайте TED.
Разумеется, одной лишь критикой Кен Робинсон не ограничивается; он регулярно
публикует свои теории о том, как образование должно строиться. Во-первых, Робинсон выступает за активную индивидуализацию и разнообразие образовательного процесса; предлагая детям обширное расписание и множество разнообразных программ, мы облегчаем им поиск призвания в жизни. Во-вторых, преподаватели должны поощрять в детях любопытство; для этого, разумеется, нужно серьезно переосмыслить образовательные программы и как следует подготовить педагогов. В-третьих, стандартное тестирование должно у
ступить место пробуждению творческого начала; конечно, проверять его будет сложнее, однако ожидаемый эффект должен с лихвой компенсировать возможные трудности. Современная британская система образования, согласно Робинсону, поощряет конформизм, стандартизацию и общую податливость.
Кен Робинсон известен как автор нескольких довольно известных книг. Труд 1977-го 'Learning Through Drama: Report of the Schools Council Drama Teaching' стал результатом трех лет работы Кеннета в национальном образов
тельном проекте школьного совета Великобритании. В 1982-м свет увидела книга 'The Arts in Schools: Principles, Practice, and Provision'; по сей день книга эта считается ключевым трудом по искусству и преподаванию во всем мире.
В 2001-м Кен Робинсон издал книгу 'Out of Our Minds: Learning to be Creative'; согласно рецензии журнала 'Director', Робинсон создал 'воистину расширяющий границы разума труд о том, почему людям так трудно демонстрировать максимум своих способностей в трудные времена'.