Английский историк искусства, критик и лектор, один из выдающихся искусствоведов 20 в.
Английский историк искусства, критик и лектор, один из выдающихся искусствоведов 20 в. Его аудитория выходила далеко за пределы академических кругов, а знаменитая серия телепередач « Цивилизация », впервые транслировавшаяся в Великобритании в 1969–1970, затем показывалась по всему миру. Одним из гла
вных достоинств Кларка было его умение совмещать глубокий стилистический анализ с доступным объяснением смысла произведения искусства. Кларк внес неоценимый вклад в науку своими исследованиями в области итальянского Ренессанса и творчества Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, а также Рембрандта
и Уильяма Тернера.
Кларк родился 13 июля 1903 в Лондоне. В 1922–1926 учился в Тринити-колледже в Оксфорде, где познакомился со своим первым учителем, Чарлзом Беллом, хранителем отдела искусства Музея Ашмола. Именно Белл подсказал Кларку сюжет его первой книги – Возрождение готики (1928), эссе о н
еоготике в Англии. В 1931 Кларк сменил Белла на его посту – после двухгодичной стажировки в Италии под руководством известного знатока искусства Бернарда Бернсона.
В 1934 Кларк стал директором лондонской Национальной галереи – самым молодым в ее истории – и оставался на этом посту до 1945. Среди з
начительных произведений живописи, приобретенных по его инициативе, – картины Сассетты, Джованни ди Паоло, Босха, Рембрандта, Энгра и Сезанна. В период работы в галерее он установил новые стандарты научного хранения произведений искусства. Во время Второй мировой войны, когда Лондон подвергался бомб
ардировкам, Кларк отвечал за эвакуацию картин, а в конце войны – за их благополучное возвращение. В это время он помогал и современным английским художникам, в том числе и собственными средствами.
В 1934–1944 Кларк занимал должность хранителя королевской коллекции. За это время он составил каталог
обширного собрания рисунков Леонардо да Винчи в Виндзорском замке (1935), за которым последовала монография о Леонардо (1939). В 1946 Кларк получил почетное звание профессора Школы изящных искусств Слейда в Оксфорде. Первые прочитанные им лекции Кларк переработал в книгу Пейзаж в искусстве (1949).
Подобная практика продолжилась и в последующие годы: ученый высказывал свои идеи в публичных лекциях, а затем разрабатывал их в книгах. В 1951 Кларк издал монографию о находившемся долгое время в забвении итальянском художнике 15 в. Пьеро делла Франческа. Он был первым, кто перевел абстрактные, мате
матические концепции формы Пьеро делла Франческа на язык современных понятий. Следующей стала книга Обнаженные: изучение идеальной формы (1956) – обзор традиции изображения обнаженной натуры в западноевропейском искусстве. Следует отметить такие книги исследователя, как Всматриваясь в картины (1960)
, Рембрандт и итальянское Возрождение (1966), Цивилизация (19 75) и Моменты видения (1982), а также две остроумные и необычно откровенные автобиографии, Другая часть леса (1974) и Вторая половина (1977).
В 1969 Кларк был удостоен пожизненного звания пэра и официально именовался барон Кларк оф Солт