Стоит ли воспринимать Библию, как миф или как историческое свидетельство – вопрос довольно скандальный; попытки доказать историчность тех или иных фрагментов Священного Писания были, однако однозначно об их успешности судить не приходится. Пока не утихают споры о самом существовании Иисуса, британский археолог Кен Дарк отыскал здание, в котором Спаситель, возможно, когда-то и появился на свет.
Привлекшее к себе столько внимания со стороны ученых строение на первый взгляд вовсе не заслуживает такой шумихи; в конце концов, оно представляет собой всего лишь древнюю постройку из камня и известкового раствора. Меж тем, именно в этом ничем не примечательном доме, по мнению профессора Кена Дарка, когда-то появился на свет Иисус Христос. По данным Дарка, дом это был построен в самом начале 1-го века нашей эры; имеющиеся у археолога древние тексты указывают на то, что именно в этом доме остановились Иосиф и Мария – и именно здесь на свет появился их сын. Дарк ссылается на труд 'De Locis Sanctis', написанный в 670-ом ирландским монахом Адамнаном (Adomnan). В труде этом сказано, что искомый дом находился между двумя могилами, под церковью. Текст Адамнана, в свою очередь, построен на описании паломничества в Назарет (Nazareth), сделанного франкским епископом Аркульфом (Arculf). Аркульф ссылался в том числе и на церковь, расположенную там, где когда-то стоял дом, бывший приютом Господу в младенчестве его.
Тот факт, что бывший дом Иисуса был превращен в церковь, не является таким уж удивительным – в византийскую эпоху и во времена крестовых походов здания, имевшие большую ценность и нуждавшиеся в защите, нередко встраивались в церкви. Похожая участь вполне могла бы постигнуть и дом Иисуса – исторически-религиозную важность которого недооценить невозможно.
Дом был вырезан в известняковом холме и состоит из нескольких комнат и лестничного пролета. До наших дней дожил даже один из исходных дверных проемов и часть оригинального мелового пола.
В своей статье для 'Biblical Archaeological Review' доктор Дарк честно признается, что твердых оснований приписывать этот дом Иисусу у него нет – и вместе с тем утверждает, что 'четких причин' не верить в то, что дом этот когда-то принадлежал Иисусу у него тоже нет. Исследованием руин на территории современного северного Израиля Кен Дарк занимался с 2006-го. О важности дома заговорили задолго до этого, еще в 80-х годах 19-го века – тогда монашки случайно обнаружили древний резервуар. Вскоре после этого по специальному распоряжению были проведены раскопки. Через некоторое время, в 1936-ом, изучением развалин занялся иезуитский священник Генри Сенес (Henri Senes). Осталось, впрочем, кое-что и на долю Дарка; взявшись за исследования в 2006-ом, он со своей командой нашел несколько сломанных кухонных горшков, пряслице и несколько самоделок из известняка. Последние явственно указывали на то, что проживала здесь семья евреев – те верили, что известняк по природе своей просто не может быть нечистым. По данным Библии, именно в Назарете Мария и Иосиф обретались, когда Марии явился ангел Гавриил и оповестил её о грядущем рождении сына божьего.
Кен Дарк является видным специалистом по первому веку и христианской археологии; по его мнению, дом практически идеально подходит под описание Адамнана. Сейчас здание находится под монастырем сестер Назарета, через дорогу от Церкви Благовещения Назарета. В тексте ирландского монаха специально упомянуты две назаретянских церкви – и одной из них является именно церковь Благовещения. Другая по Дарку находилась рядом и построена была близ хранилища, содержавшего источник и остатки двух захоронений. Монастырь сестер Назарета этому описанию вполне удовлетворяет – есть свидетельства о наличии на его месте крупной византийской церкви с источником и двумя могилами в склепе. Следует отметить, что спорному дому в свое время явно придавали большое значение; византийские мозаики, которыми кто-то украсил здание, явственно свидетельствуют о его огромной важности.
Кен Дарк уже отмечал, что никаких точных археологических доказательств того, что именно этот дом когда-то служил приютом для сына Божьего, у него нет; впрочем, научные доказательства такого ряда представить себе довольно трудно – вспоминая обстоятельства, при которых Иисус появился на свет, мы понимаем, что документальных подтверждений его проживания в каком-то определенном доме ждать не приходится. Сам Дарк, однако, верит, что Иисус обитал именно в этом здании – и по его мнению, ввиду отсутствия не только доказательств, но и опровержений, сбрасывать его теорию со счетов нет ни малейших оснований.
Находка Кена Дарка – вовсе не единственное археологическое открытие, так или иначе связанное с историей Иисуса. В 2009-ом археологи из управления по древностям Израиля нашли неподалеку еще одно строение, датирующееся первым веком нашей эры; подобно Дарку, археологи были уверены, что в доме этом некоторое время обитала еврейская семья. Впрочем, с находкой 2009-го связано меньше уверенности – даже обнаружившие её археологи склонялись скорее не к тому, что Иисус родился именно в этом доме, но к тому, что сын Божий мог проживать неподалеку.