Гуармани Карло - итальянский путешественник по Центральной Аравии. Первым из европейцев посетил древний и знаменитый оазис Хайбар и совершил поездку в Джебель-Шаммар.
В феврале 1864 года в Тейнму прибыл итальянец Карло Гуармани для закупки лошадей, задержался в Аравии и совершил самые важные путешествия по Центральной Аравии. "От него первого мы узнали о большом протяжении на запад и юго-запад питающих Шаммар оазисов и колодцев", считает географ Хогарт. По его мн
ению, Гуармани "не только впервые обеспечил возможность научного картографирования Центральной Аравии, но и дал картографам больше материала, чем кто-либо из его преемников, кроме Юбера", до самого последнего времени.
Неджд привлек Гуармани тем, что "с самых давних времен был колыбелью самого сов
ершенного типа конской породы". Породистые лошади Аравии пользовались такой же известностью, как и кофе. Именно поэтому Гуармани отправляется в Неджд к шаммарскому князю, у которого были особенно большие возможности помочь ему заполучить лучшие экземпляры у своих подданных бедуинов.
Гуармани был
хорошо подготовлен к путешествию по Неджду. Он в течение долгого времени находился в Иерусалиме в качестве агента французских императорских перевозок и имел возможность совершать поездки в Палестину, Египет и в Сирию, поддерживая постоянные торговые отношения с кочевыми племенами этих стран. Особенн
о хорошо он знал земли, лежащие между Иерусалимом и Мертвым морем.
Он отправился в путь 26 января 1864 года в костюме бедуина. Вначале Гуармани прибыл на стоянку одного из племенных вождей на границе с Петрейской Аравией и уже оттуда направился в глубь страны в обществе одного из шейхов этого пле
мени, его двоюродного брата и еще одного всадника. Гуармани едет из лагеря в лагерь, вплоть до жилища вождя племени бени сахр; там ему удается обменять три пистолета на дромадера и получить рекомендательное письмо к союзникам бени сахр.
Другое письмо адресовано шейху независимых атайбов. Ему пише
т вождь племени руала, рекомендуя в нем итальянца как закупщика лошадей, посланного турецким правительством. Быть турком в глазах арабов вовсе не так хорошо, но христианин и француз итальянского происхождения - это уж совсем плохо. Первое, что увидит Гуармани, приехав позднее в Хаиль, - это труп пер
сидского еврея, убитого толпой за то, что, назвавшись мусульманином и будучи разоблачен, он отказался произнести символ веры ислама. Несчастный приехал в Неджд, чтобы закупить лошадей для персидского шаха. В Египте, куда дошла новость об этой смерти, сочли, что речь идет о Гуармани, и семья уже опла
кивала его как погибшего. Как настоящий бедуин, не имея при себе ничего, кроме изношенной одежды, теплого плаща из кожи ягненка и меха с водой, Гуармани вместе со слугой и проводником приезжает в Тайму, где уже побывал Валлин.
Чтобы не рисковать в пустыне деньгами, он оставляет их на сохранение в
Тайме и отправляется к пастбищам атайбов.
Совершая закупки, Гуармани пришел к цели, достижение которой способствовало его славе. Целью этой был Хайбар, город, расположенный неподалеку от караванной дороги, чуть-чуть не доезжая Медины. Об этом городе путешественник ди Вартема говорил, что его нас
еляют четыре-пять тысяч обрезанных иудеев, темнокожих и ненавидящих мавров. Войдя в город, окруженный пальмовыми рощами, Гуармани счел, что попал в Судан! В качестве турецкого эмиссара он был вежливо принят губернатором, подданным шаммарского князя из Хаиля, и осматривал город столько, сколько хотел
. Город насчитывал приблизительно 2,5 тысячи жителей и был разделен на семь кварталов, каждый из которых занимал одну из семи долин Джебель-Харра, орошаемых в этом месте множеством источников с очень чистой водой. Над долинами возвышается высокая и массивная скала, на которой построен очень древний
форт Каср-эль-Иехудди, что значит "иудейский замок". Гуармани побывал на развалинах укрепления, но не увидел ничего, кроме нагромождения камней.
Население он характеризует следующим образом: это в действительности потомки эфиопских рабов племени валяд сулейман и алейдан. Они начали заселять Хайба
р несколькими веками раньше, когда их хозяева покинули город. Однако полностью своих владений ушедшие не уступили новым жителям, сохранив за собой право получать после сбора урожая две грозди фиников с каждого дерева, но не требуя никакой доли от урожая всех других культур. Поэтому каждый год оба го
сподствующих племени подходят к Хайбару, не входя, однако, в город, так как считается, что вода его опасна для белых; черные передают причитающиеся им финики и дань в сумме 2 тысяч талеров (9320 франков 1865 года), которую они обязались выплачивать шаммарскому эмиру Хаиля.
По свидетельству Гуарма
ни, все эти чернокожие - мусульмане и обладают достаточно мягким характером.
Из Хайбара путешественник отправляется в область, населенную оседлым племенем этейм. Однако в этих же краях около тысячи своих шатров раскинули рука, большой род из племени атайба.
Чтобы продвинуться дальше на восток,
Гуармани присоединился к атайба. Но племя как раз в это время находилось в состоянии войны с царствовавшим тогда саудовским эмиром Фейсалом ибн Саудом, и лагерь свой бедуины сняли только для того, чтобы попытаться прорвать или обойти вражеские линии, находившиеся на окрестных высотах.
Гуармани н
е в силах отказаться от удовольствия увидеть Неджд и хочет быть представленным эмиру Фейсалу и его сыну.
Но у самой Анайзы его остановили всадники эмира Абдаллаха. Гуармани представляет им бывшие при нем рекомендательные письма к эмиру. Сам эмир, не доверяя турку, отказывается его принять и велит
проводить в Анайзу, где местный губернатор разрешает ему продолжать путь к Хаилю.
Жители Анайзы занимались главным образом тем, что покупали у бедуинов жеребят, выращивали их и продавали затем уже взрослых лошадей в Персию и Индию.
Гуармани покидает Джебель-Шаммар и направляется по маршруту,
пройденному Валлином, но в обратном направлении.
Из Дамаска он возвращается в Иерусалим.
Его книга отличалась искренностью и содержала данных о бедуинских племенах, изобиловала географическими сведениями. Все это делало возможным картографирование Центральной Аравии.
Так благодаря Валлину и