Популярные личности

Карлхайнц Штокхаузен

Немецкий композитор.
На фото Карлхайнц Штокхаузен
Категория:
Дата рождения:
1928-08-22
Место рождения:
Медрате близ Кельна, Германия
Дата смерти:
2007-12-05
Место смерти:
Кюртен-Кеттенберг, под Кельном, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Один из крупнейших новаторов современного искусства, Штокхаузен открыл новые выразительные возможности в областях электронной, сериальной и алеаторической музыки.


Среди главных идей композитора - необходимость воспринимать музыку 'точечно'. Например, заголовок одного из сочинений - 'Моменты' - предполагает, что слушатель наслаждается звучанием каждого отдельно взятого момента, не пытаясь осознать драматургическую взаимосвязь всех моментов. Во многих произведе

ниях Штокхаузена применен принцип алеаторики: исполнитель может располагать фрагменты музыкального материала в произвольных последовательностях, поскольку интерес каждого момента заключен в нем самом и не зависит от положения данного момента внутри целого.

Штокхаузен родился в Медрате близ Кельна

22 августа 1928. В 1947 поступил в кельнскую Высшую музыкальную школу, позже учился в Париже у Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки (musique concrte) Пьера Шеффера. Электронные штудии Штокхаузена (1953-1954) явились первым нотированным и изданным произведением электронной музыки. В 1

960-х годах Штокхаузен стал одним из лидеров в области сериальной музыки и одним из первых европейских композиторов, воспринявших рожденную в Америке идею 'случайной' - алеаторической музыки, в которой организация при исполнении заданных музыкальных элементов предоставляется случаю.

Во многих

сочинениях композитора 1960-х годов предусматривается живая интерпретация (live performance) электронных звучаний. Так, в Микрофонии-1 два исполнителя передвигают микрофоны по поверхности там-тама, в то время как другие четыре исполнителя обрабатывают полученные звуки на синтезаторах. Среди прочих

сочинений 1960-х годов, относящихся к различным жанрам и стилям, - Телемузыка (Telemusik) (содержащая цитаты из японской традиционной музыки) и Национальные гимны (Hymnen) в электронном и конкретном звучании.

В числе самых значительных опусов Штокхаузена: Мера времени (Zeitmae, 1956) - предельно

сложная композиция для пяти деревянных духовых; Песнь юношей (Gesang der Jnglinge, 1956) - 'конкретная музыка', т.е. музыка, состоящая из натуральных звуков, в данном случае из обработки звуков детских голосов; Группы (Gruppen, 1958) для трех оркестров; Каре (Carr, 1960) для четырех оркестров и пев

цов; Контакты (Kontakte, 1960) - электронная музыка; Микстура (Mixtur, 1965) для пяти оркестров, стереофонических модуляторов (электронных приборов, изменяющих звук) и громкоговорителей, через которые воспроизводится предварительно сделанная магнитная запись. Многие эссе Штокхаузена по теории музыки



Поделиться: