Вы знаете, кто такие битники? Что за философию они поддерживали, и почему самый известный из них, Аллен Гинзберг, назвал свою поэму 'Вопль по Карлу Соломону'? Так кто же такой этот Карл Соломон, и почему при упоминании его имени всегда всплывает картофельный салат?
Карл Соломон (Carl Solomon) — американский поэт и писатель, получивший наибольшую известность благодаря своему немому жесту протеста в одном из колледжей Нью-Йорка, ставшему катализатором развития культуры битников во второй половине 20-го века. Карл, как считают многие исследователи и литературоведы, является основателем философской мысли битников, а Аллен Гинзберг (Allen Ginsberg), друг и соратник Карла, описавший его поступок в своей поэме 'Вопль' (Howl), сумел придать его немому протесту композицию и облачить 'философию картофельного салата' в язык поэзии. Кстати, мало кому известно, что сама поэма Гинзберга изначально называлась 'Вопль по Карлу Соломону', но впоследствии была переименована и вошла в историю под укороченным названием; кстати, многие события, описываемые в ней, так или иначе возвращаются к моменту знакомства Аллена и Карла и их совместным предприятиям — не всегда высоким и поэтическим, не всегда достойным рассказа.
Карл Соломон родился 30 марта 1928-го года в Бронксе, Нью-Йорк (Bronx, New York City). В 1939-м году умер его отец, что стало ударом для мальчика, который, потеряв самого близкого человека, заметно изменился; сам он признавался: 'Я скатился в какой-то дисциплинарный хаос и интеллектуальные приключения, которые через некоторое время я перестал понимать'. Именно в таком состоянии он начал писать свои ранние поэмы, которые уже тогда могли стать материалом для любой психической клиники. По окончании школы в 15 лет Карл поступил в Сити-Колледж Нью-Йорка, но вскоре после этого был призван в армию. Некоторое время он провел на военных базах, а также, находясь за границей, он открыл для себя творчество Антонена Арто (Antonin Artaud), заинтересовался искусством, восхищаясь сюрреализмом и дадаизмом. С последним и связана самая громкая история в его жизни — история картофе
льного салата.
Уверенный в том, что искусство нужно чувствовать, а не говорить о нем, иначе говоря, являясь приверженцем эмпиризма как в искусстве, так и в литературе, Соломон был взбешен лекцией о дадаизме, которую он услышал в стенах Сити-Колледжа Нью-Йорка. В порыве ярости он взвесил в руке пакет с картофельным салатом, который купил себе на обед, и уже в следующее мгновение масса летела точно в профессора, осмелившегося рассказывать то, что рассказывать не стоило.
Вскоре после этого Карл познакомился с Алленом, случилось это в Рокленде, Нью-Джерси (Rockland, New Jersey), в психиатрической клинике. Если Карл приехал туда как вполне достойный клиент для такого заведения, то Гинзберг проходил там 'лечение', которое спасало его от нескольких месяцев городской тюрьмы. Молодые люди быстро подружились, а впоследствии поступок и личность Карла прославила Аллена: в своей поэме 'Вопль' — или 'Вопль по Карлу Соломону' — он несколько раз возвращался к поступку друга и месту их встречи. Впрочем, как вполне разумно доказывают некоторые исследователи, в свете их дружбы можно говорить лишь о причинно-следственной связи, философской эволюции мысли — от немого возмущения до возмущения в последней инстанции литературного. Конечно, на этом развитие философии битников не окончилось, так как, явление разносортное и крайне собирательное, движение битников собирало под своими знаменами всех, кто был не согласен с современным обществом. Так, в недавно изданной 'Философии битников' (The Philosophy of the Beats) содержится мысль о том, что Гинзберг относится к поступку Карла в той же степени, в какой философия в целом относится к каждому отдельному автору движения битников.
Как бы там ни было, в истории Соединенных Штатов Карл Соломон остался ярким пятном или, скорее, летящей массой картофельного салата.