Популярные личности

Карл Фон Мекк

Российский предприниматель немецкого происхождения
На фото Карл Фон Мекк
Категория:
Дата рождения:
1821-07-05
Место рождения:
Туккумский уезд, Курляндская губерния, Россия
Дата смерти:
1876-02-07
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Основоположник российского железнодорожного транспорта

Известный и влиятельный бизнесмен 19 века Фон Мекк стал одним из основоположников российского железнодорожного транспорта.


Карл Отто Георг фон Мекк (Карл Фёдорович фон Мекк) родился 22 июня 1821-го в Москве (Moscow). Он был выходцем из старинной дворянской семьи балтийских немцев из Силезии (Silesia). Его отец, Отто Адам фон Мекк (Otto Adam von Meck), был таможенным чиновником в Риге (Riga). Его мать, Вильгельмина Хафферберг (Wilhelmine Hafferberg), была дочерью Фридриха Вильгельма (Friedrich Wilhelm) и Катрин Констанце Нотт (Catharine Constanze Nott). Нотт вышла замуж во второй раз – за Карла Людвига фон Вайхтнера (Carl Ludwig von Veichtner), сына композитора Франца Адама Вайхтнера (Franz Adam Veichtner).

В 1844-м Карл окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения (St. Petersburg Institute of Communications) и был назначен начальником (дорожным инженером) дистанции Московско-Варшавского шоссе. В 28 лет он женился на 16-летней Надежде Фроловской (Nadezhda Frolovskaya), чьи родители владели большими земельными угодьями. У супругов родилось 18 детей, однако до взрослой жизни дожило только 11 из них. Фон Мекк был вполне доволен работой, невзирая на скудный заработок, однако его спутница, обладательница сильного характера и деловой хватки, была крайне возмущена тем, что ее супруг, талантливый инженер, по сути, стал просто очередным винтиком в гигантской машине государства.

Благодаря настойчивости Надежды, Карл бросил государственную службу и переключился на бизнес. После поражения России в Крымской войне многие люди осознали важность железнодорожного транспорта. Фон Мекк стал членом Саратовской железнодорожной ассоциации (Saratov Railway Association), которая вознамерилась на частные вложения отстроить железную дорогу между Москвой и Саратовом. Первая стадия строительства подразумевала возведение ж/д дороги между Москвой и Коломной (Kolomna). Всего же на эту работу было потрачено два года – и первый участок пути был сдан в эксплуатацию. Однако средства Саратовской железнодорожной ассоциации на этом были исчерпаны, из-за чего проект провалился.

Карл не сдался. В 1863-м он начал работать с новой Московско-Рязанской железнодорожной ассоциацией (Moscow-Ryazan Railway Association). Председателем правления был назначен Павел фон Дервиз (Paul von Derviz), ближайщий помощник фон Мекка. Дервиз сделал его главным подрядчиком, когда был одобрен проект строительства дороги от Коломны до Рязани (Ryazan). В итоге, дорога была построена за полтора года и принесла огромную прибыль. Карл и Павел получили примерно по 1.5 млн. рублей. После этого фон Мекк принимал участие в строительстве ряда других железных дорог, однако не столь успешных в финансовом отношении.

Его трудолюбие, упорство и приложенные им усилия были широко признаны и подтверждены.

Карл Отто Георг фон Мекк скоропостижно скончался 26 января 1876-го. После его смерти его жена оказала огромную поддержку композитору П.И. Чайковскому (Pyotr Ilyich Tchaikovsky). Сын Карла, Николай Карлович фон Мекк (Nikolai Karlovich von Meck), сыграл неоценимую роль в развитии железнодорожных дорог в России и работал в Народном комиссариате путей сообщения (Наркомпуть/People's Commissariat of Railroads), пока не был арестован за вредительство и убит в 1920-х.



Поделиться: