Зубчатые железные дороги помогают подготовленным для езды по ним поездам покорять уклоны, для обычных поездов зачастую непосильные. В мире существует немало различных систем таких железных дорог; одну из самых популярных еще в конце 19-го века придумал швейцарец Карл Абт.
Карл Роман Абт – швейцарский инженер-механик, изобретатель и предприниматель. Более всего известен целым рядом выдающихся и инновационных открытий 'железнодорожного' толка, касавшихся преимущественно реечных передач. В честь изобретателя названа одна из самых популярных систем, активно использующихся на горных железных дорогах – зубчатая железная дорога Абта.
Родился Карл Абт 16 июля 1850-го в Бюнцене (Bünzen).
Уже в юном возрасте Карл успел попробовать себя в качестве механика – он занимался разработкой и усовершенствованием существовавших машин для плетения. Позже Абт занялся изучением машиностроения формально, в Федеральном политехническом институте (Eidgenössischen Polytechnikum), ныне известном, как Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich); проучился здесь Карл в период с 1869-го по 1872-й. После окончания университета Абт некоторое время занимал инженерную должность на Центральной швейцарской железной дороге (Swiss Central Railway); работал он в тот период в Ольтене (Olten). Полученные во время учебы навыки помогали ему и в работе, и в изобретательской деятельности.
В 1882-м, во время работы в Париже (Paris), он изобрел и запатентовал зубчатую железнодорожную систему. Отличительной чертой модели Абта была постоянная активность минимум одного из зубов использовавшейся зубчатой передачи. Впервые разработка Карла Абта была применена при создании железной дороги из Бланкенбурга (Blankenburg) в Танн (Tanne), проходившей через немецкие горы Гарц (Harz).
Помимо этого, Карл разработал саморегулирующийся 'переключатель Абта' для фуникулёров; данная разработка нашла применение минимум в 72 горных железных дорогах по всему миру. Творения Абта работают в железных дорогах Висп-Церматт (Visp-Zermatt), Горнерграта (Gornergrat), Фурка-Оберальп (Furka-Oberalp) и Монте-Дженеросо (Ferrovia Monte Generoso). Сама известная железная дорога, построенная с использованием технологий Абта, находится, как ни странно, в Боливии (Bolivia) – между Арикой (Arica) и Ла-Пас (La Paz).
В 1903-м Абт – занимавший на тот момент должность президента компании 'Gotthardbahn' – руководил переговорами с Германским союзом (German Confederation). В тот период шла довольно активная национализация частных железнодорожных компаний; Карл Абт, в свою очередь, обсуждал с представителями союза возможность обратного выкупа компаний.
За свою изобретательскую и управляющую деятельность Карл Абт был удостоен целого ряда различных высоких наград и премий; помимо прочего, он был обладателем почетной докторской степени Технического университета Ганновера (Technical University of Hanover) и медали Джона Скотта (John Scott Medal). Абт также успел зарекомендовать себя видным покровителем разного рода творцов и ценителем произведений искусства; в период с 1904-го по 1907-й он числился в Швейцарской федеральной комиссии искусств (Swiss Federal Art Commission), в период с 1905-го по 1911-й занимал пост президента Швейцарской ассоциации искусств (Swiss Art Association). Из всех видов искусств более всего Абта привлекала чеканка по золоту; Карл категорически отказывался выпускать из своих рук единожды попавшие туда – и представляющие хоть какой-то интерес с коллекционерской точки зрения – монеты и медали. После смерти Карла Абта собранная им коллекция медалей и монет была продана с аукциона.
Скончался Карл Абт 1 мая 1933-го в Люцерне (Lucerne); на момент смерти изобретателю было 82 года.