Чешский дирижер, специалист по современной музыке и работам чешских композиторов. Заслужил целую серию престижных премий работой с Чешским филармоническим оркестром (Czech Philharmonic).
Родился Анчерл в селении Тучапы, Южная Богемия (Tučapy, South Bohemian Region), в еврейской семье. Отец его, Леопольд (Leopold), был довольно крупным производителем алкогольной продукции. После окончания гимназии Карел поступил в Пражскую консерваторию (Prague Conservatory); изучал он там композиторское дело, дирижирование, игру на скрипке и на ударных.
В 1931-м Анчерл принял участие в премьерной для Мюнхена (Munich) постановке оперы 'Мать' ('Mother') Алоиса Габы (Alois Hába). Карел многому научился у Габы, Германа Шерхена (Hermann Scherchen) и Вацлава Талиха (Václav Talich).
В 1931-м Карел начал профессионально дирижировать в театре Osvobozené divadlo; в период с 1933-го по 1939-й он работал на чешском радио. К сожалению, начало Второй мировой изрядно усложнило его музыкальную карьеру. 12 ноября 1942-го Анчерла с се
мьей сослали в концентрационный лагерь Терезиенштадт (Theresienstadt); там Карел возглавил местный струнный оркестр и занялся организацией культурного досуга.
Последнее свое представление Анчерл устроил под руководством нацистов – картина 'Фюрер отдает евреям город' ('Der Führer schenkt den Juden eine Stadt') должна была, помимо прочего, обмануть Красный Крест. Музыканты выступали по большей части босиком; впрочем, предусмотрительные нацисты поставили на сцене ряд цветочных горшков – чтоб скрыть босые ноги исполнителей от сторонних глаз. Сразу после представления Анчерла и прочих участников концерта загрузили в грузовики-скотовозки и отправили в Освенцим (Auschwitz).
Карел Анчерл сумел пережить Освенцим, а вот его жене и сыну повезло меньше – они попали в газовые камеры. После войны он устроился на пражское радио, где работал до 19
0-го. Настоящую славу принесло ему назначение на пост художественного директора Чешского филармонического оркестра; заступив на эту должность 20 октября 1950-го, Анчерл занимал её в общей сложности 18 лет. Этот период многие считают лучшими годами Чешского филармонического; оркестр и впрямь за это время успел изрядно прославиться, в том числе и на международном уровне.
В 1968-м в Чехословакию вошли войска Варшавского договора; Карел счел за благо эмигрировать в Торонто, Канаду (Toronto, Canada). Последние два концерта с Чешским филармоническим оркестром в рамках фестиваля 'Пражская весна' он дал в 1969-м.
С 1968-го и до самой своей смерти Карел Анчерл работал с Симфоническим оркестром Торонто (Toronto Symphony Orchestra).
Карел Анчерл активно обучал талантливых молодых музыкантов и композиторов; среди наиболее известных его подопечных
особо стоит упомянуть Брайана Джексона (Brian Jackson), Штепана Коничека (Štěpán Koníček), Либора Пешека (Libor Pešek), Яна Таусингера (Jan Tausinger) и Мартина Турновски (Martin Turnovský).
Славу Анчерлу как композитору принесло прежде всего невероятное умение контролировать оркестр; он мастерски умел как организовывать общее течение музыки, так и реализовывать мельчайшие детали. Карел Анчерл довольно хорошо работал на концертах и демонстрировал стабильно высокие результаты в студиях звукозаписи. Особенно хорошо Карелу давались произведения чешских классиков – Антонина Дворжака (Antonín Dvořák), Бедржиха Сметаны (Bedřich Smetana) и Милослава Кабелача (Miloslav Kabeláč), а также мастеров начала 20-го века – Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и Хили Уиллана (Healey Willan)