Дон Глен Влит (позже Дон Ван Влит), более известный всем любителям музыки под псевдонимом Кэптэн Бифхарт, родился в городке Гриндэйл 15 января 1941 года.
Еще в самом раннем возрасте у Дона проявились таланты скульптора и живописца, но, став тинэйджером, он переключился на музыку. В школе Влит познакомился с Фрэнком Заппой, и когда у них обнаружились общие интересы, парни попытались написать пародии на популярные песни и сделать на этой основе фильм "Captain Beefheart vs. the Grunt People". Затея потерпела фиаско, но с тех пор за Доном сохранилось прозвище "Кэптэн Бифхарт". Покончив с учебой, Влит освоил гармонику и начал выступать на танцплощадках южной Калифорнии. Первыми его командами были "The Omens" и "The Blackouts", а в начале 1965-го года Дон стал лидером новообразованной единицы "Captain Beefheart & His Magic Band".
В оригинальный состав бэнда также вошли Алекс Снуффер ака Алекс Сент-Клер (гитара), Дуг Мун (гитара), Джерри Хэндли (бас) и вскоре замененный Полом Блэйкли Вик Мортенсон (ударные). В 1966-м команда заключила контракт с "A&M Records", где выпустила два сингла, "Diddy Wah Diddy" и "Moonchild". Когда же зашла речь о дебютном альбоме, представители лейбла сочли материал "слишком негативным" и выставили своих подопечных за дверь.
Captain Beefheart and The Magic BandК концу года "Captain Beefheart & His Magic Band" заключили новую сделку с "Buddah Records", сме
нили барабанщика на Джона Френча, а к сессиям привлекли еще гитариста Рая Кудера. Альбом "Safe As Milk" имел неплохой успех, однако Кудер не стал задерживаться в составе "Magic Band", а уступил место Джеффу Коттону. Не успел диск выйти в свет, как Бифхарт и компания начали работу над следующим альбомом, который предполагалось сделать как концертно-студийный двойник с названием "It Comes to You in a Plain Brown Wrapper". Группа записала около 20 психоделическо-блюзовых композиций, но изначальная задумка не была реализована, а вместо этого вышел одинарный альбом "Strictly Personal". Оставшаяся часть материала вышла в свет только в 1971 году под названием "Mirror Man".
Пика своего творчества Бифхарт достиг с альбомом "Trout Mask Replica", спродюсированным Заппой. Здесь были смешаны блюз, рок-н-ролл и фри-джаз, а сам Капитан делал умопомрачительные импровизы на саксофоне и кларнете. К тому времени в "Magic Band" появились гитарист Билл Хаклроуд ака Zoot Horn Rollo (р. 8 января 1949) и басист Марк Бостон ака "Rockette Morton", а Френч и Коттон получили соответственно клички Drumbo и Antennae Jimmy Semens.
Captain Beefheart and The Magic BandСледующий альбом был выполнен в схожей с предшественником экспериментальной манере. Отлич
ия состояли в появлении перкуссиониста Арта Триппа Третьего, дебюта самого Бифхарта в роли продюсера и смены названия команды на "Captain Beefheart & The Magic Band". В 1972-м вышли две относительно спокойные, неавангардные пластинки, "The Spotlight Kid" и "Clear Spot", после чего "Magic Band" отделились от Влита и трансформировались в "Mallard". В 1974 году Капитан с помощью других музыкантов сделал еще пару альбомов, однако эти приглаженно-мэйнстримовые опусы не вызвали у его поклонников никаких положительных эмоций. В середине 70-х Бифхарт сотрудничал с Фрэнком Заппой, а новых творений его группы не выходило. Лишь в 1978 году "Captain Beefheart & The Magic Band" вернулись с альбомом "Shiny Beast (Bat Chain Puller)", выполненным в фирменной эксцентричной манере.
В состав бэнда на тот момент входили Ричард Редус, Джефф Морис Теппер, Брюс Фоулер, Эрик Дрю Фельдман и Роберт Вильямс. Возвращение в форму подтвердилось и работой "Doc At The Radar Station", однако группа просуществовала недолго. В 1982-м вышел последний альбом "Captain Beefheart & The Magic Band", после чего Влит совершенно забросил музыку и сосредоточился на занятиях живописью. Позже были какие-то реюнионы "Magic Band", но они проходили без участия самого Кэптэна.