Любовница царя Александра Македонского из фессалийского города Лариссы.
О Кампаспе оставил свидетельство Плиний Старший: « Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании» (Плиний Ст., «Естественная История», 35.36).
Клавдий Элиан (12.34) приводит слух, что Кампаспа была первой женщиной, с которой сблизился царь. Видимо имеется в виду первая женщина, которая привлекала Александра, так как с Калликсеной он спал еще в отрочестве.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что именно Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют также Фрину). В 1960-м году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, некоторые из которых оказались в коллекциях римских полководцев.
Статуя Кампаспы французского скульптора XIX в. А. Оттина. Лувр, Франция.Кампаспа — еще один факт холодного отношения великого царя к женщинам. Однако любовь Апеллеса к своей модели стало источником творческого вдохновения для художников позднего времени, а само имя Кампаспа стало почти нарицательным.
Сюжет в искусстве Нового времени
Некоторые картины:
"Александр уступает Кампаспу Апеллесу", французский художник Ланглуа (1819 г.)
"Александр Великий и Кампаспа в ателье Апеллеса", Тьеполо, XVIII в.
барельеф Э.-М. Фальконе "Апеллес и Кампаспа"
одноименное полотно, 1813 г., Ж.-Л. Давид.