'Jantzen' – американский модный брэнд, специализирующийся на купальных костюмах; совместный проект Джона Зентбауэра (John A. Zehntbauer) и Карла Янтцена (Carl C. Jantzen).
Купальные костюмы отнюдь не сразу стали действительно популярным и расхожим товаром; со временем, однако, общественные нравы и вкусы претерпели определенные изменения, и купальники из чисто утилитарного предмета гардероба превратились в нечто, вполне достойное эпитетов 'модный' и 'стильный'. Одним из первых производителей купальных костюмов нового класса в Штатах стала компания 'Jantzen'.
Джон Зентбауэр, Карл Янтцен и С. Р. Зентбауэр (C. R. Zehntbauer) основали свой первый совместный проект – 'Portland Knitting Company' – в январе 1910-го в Портленде, Орегон (Portland, Oregon). Компания эта была не особо велика и занималась преимущественно розничной торговлей вязаными изделиями в ряде районов Портленда. Изначально мастера компании специализировались на свитерах, чулочно-носочных изделиях и прочей вязаной продукции; параллельно они занимались розничной продажей и другой одежды.
Основатели компании были заядлыми любителями активного отдыха и, помимо прочего, числились в Портлендском клубе гребцов. В 1913-м товарищ по клубу поинтересовался, можно ли сделать шерстяной костюм, подходящий для гребли в дождливую зимнюю погоду. Ответом на его вопрос стал специальный костюм на эластичных петлях; впоследствии костюм этот стал невероятным популярным и изрядно помог совсем еще молодой компании прославиться.
Расширять ассортимент производимой продукции брэнд продолжал и далее; впрочем, после Первой мировой войны продажи купальных костюмов все еще были далеко не самой серьезной статьей дохода предприятия.
В июне 1918-го компания была переименована в 'Jantzen Knitting Mills'; новое имя должно было лучше запоминаться, да и роль самого Янтцена – фактически руководившего продвижением нового продукта компании – игнорировать было нельзя никак. Постепенно продажи купальников возрастали; к 1920-му биллборды с рекламой продукции фирмы уже красовались в Сан-Франциско (San Francisco) и Лос-Анджелесе (Los Angeles). Выйти на национальный уровень фирм
е удалось в 1921-м – именно тогда наброски костюмов от Янтцена попали на страницы 'Vogue' и 'Life'. Постепенно слава к компании пришла и за пределами Штатов – к 1932-му предприятие значилось на 7-м месте в рейтинге самых известных торговых марок мира.
Увы, 30-е годы для бизнеса оказались декадой довольно тяжелой – Великая депрессия сильно осложнила жизнь всем, и 'Jantzen' исключением не стали. Ситуация начала понемногу выправляться ближе к началу войны – поставки материалов и сырья Англии и её союзникам помогли экономике встать на ноги. 'Jantzen' продолжил производить несколько подзабытые свитера, попутно запустив новые линии вроде ремней и корсетов.
В 1940-м фирма запустила линейку одежды для спорта и активного отдыха 'Sun Clothes'.
Штаты ввязались в войну в декабре 1941-го, и продажи 'гражданских' товаров начали снижаться. После войны дела понемногу улучшались; в 50-х фирма даже обзавелась дополнительными производственными мощностями в Сенеке, Южная Каролина (Seneca, South Carolina); новый филиал специализировался на работе с восточными клиентами.
В 1954-м фирма была вновь переименована – в 'Jantzen Inc'.
Постепенно стало ясно, что поддерживать собственные фабрики по всему миру невыгодно – куда проще оказалось заняться торговлей лицензиями и поставками купальных костюмов на мировой рынок. Производство свитеров, купальников, спортивной одежды и интимной продукции доходы приносило неплохие, хотя последняя линия со временем несколько сдала и в итоге была закрыта.
В феврале 1980-го 'Jantzen' выкупил американский производитель джинсов 'Blue Bell'; в 1986-м эту компанию, в свою очередь, купили 'VF Corporation'. Некоторое время 'Jantzen' оставались простым подразделением 'VF', пока не было принято решение сконцентрироваться на женской одежде вообще и купальниках в частности – и 'Jantzen' внезапно стали одним из ключевых элементов новой стратегии.
В 2002-м брэнд 'Jantzen' был выкуплен компанией 'Perry Ellis International, Inc'