Французская пианистка и педагог
Родилась Ивонна во Франции, в семье Симоны и Гастона Лорио; она была одной из трех дочерей – вместе с ней росли её сестры Жаклин и Жанна Лорио. Игре на фортепиано он начала учиться в шесть лет, у своей крестной матери Эминге-Сивад; к четырнадцати годам девочка уже освоила все концерты Моцарта, все сонаты Бетховена и весь 'Хорошо Темперированный Клавир' Баха; были в её репертуаре и более распостраненные романтические композиции того времени. В Парижской консерватории Ивонна расширила свой багаж знаний – там ей преподавали фуги, оркестровку и искусство написания собственных мелодий. Среди её учителей были такие мэтры того времени, как Исидор Филипп, Лазарь Леви, Марсель Чампи, Симон Коссо, Жозеф Кальве, Мессиан и Милод. За время обучения Лорио неоднократно – семь раз, если быть совсем точным – выигрывала крупные музыкальные соревнования.
Хотя Ивонна и написала несколько крупных работ (в том числе гениальный 'Grains de centre' для волн Мартено, пианино и вокала), широкой публике известен был лишь 'Trois Mélopées africaines' для флейты, волн Мартено, пианино и барабана. Это произведение было исполнено Жинетт Мартено, флейтистом Жаном Мерри и ударником Жаком Буше 24-го марта 1945-го в 'Société Nationale'.
Лорио была одним из студентов группы Мессиана – первого набора учеников, созванного им в Парижской консерватории после репатриации 7-го марта 1941-го. По словам самой Ивонны, первой неожиданностью стало то, что долгожданный преподаватель прибыл на занятия с футляром с инструментом и ужасно распухшими пальцами – результат продолжительного пребывания в лагере для военнопленных. Учитель сразу прошел к пианино и с ходу сыграл прелюдию Дебюсси 'á l'apres-Midi d'un Faune'. Весь класс был буквально очарован и буквально парализован талантом своего педагога; все ученики буквально тут же в него влюбились.
Одним из наиболее известных эпизодов в карьере Лорио был опыт игры с Пьером Буле и оркестром 'Lamourex', Бруно Мадерна и Луи Мартином; тогда Ивонна за какую-то неделю сумела исполнить целых двадцать два концерта Моцарта. В 1961-м Ивонна и Пьер выпустили 'Boulez's Structures, Book 2'. Через некоторое время Лорио довелось попреподавать в Парижской Консерватории (в период с 1967-го по 1989-й; она была самым молодым профессором всей консерватории) и в Дармштадте. В Америке пианистка дебютировала с Турангалилской Симфонией Мессиана с Леонардом Берштайном и Бостонским симфоническим оркестром в 1949-м.
Феноменальная память Ивонны позволила ей легко выучить второй фортепианный концерт Бартока за восемь дней для представления в Théatre des Champs-Élyées в Париже – именно тогда, 15-го ноября 1945-го она впервые выступила на крупной сцене. Ассистировал ей 'Orchestre National' под дирижерством Мануэля Розенталя.
Первым в невероятном таланте Ивонны убедился Мессиан; он быстро понял, что невероятная память и нестандартные технические способности пианистки сулят ей большое будущее. Великий музыкант и педагог описывал свою ученицу как уникальную, величественную и талантливейшую пианистку, чья деятельность зависит не только от того, как написаны исполняемые ей мелодии, но и от того, как она сама видит и осознает мир. Рабочие отношения их постепенно переросли в нечто большее; 1-го июля 1961-го Мессиан и Ивонна Лорио обвенчались.
Лорио продолжала успешно выступать и на протяжении девяностых; помимо всего прочего, она много работала с творчеством своего мужа. Скончалась пианистка 17-го марта 2010-го; умерла она спокойно, в присутствии своей сестры Жаклин и католического священника.