Творческая судьба Ивара Аросениуса, шведского графика и живописца, напоминает судьбы многих мастеров изобразительного искусства, работавших в условиях буржуазного общества рубежа XIX—XX веков. Пройдя трудный путь, полный лишений и повседневных невзгод, Аросениус ушел из жизни в 31 год, так и не узнав общественного признания. Своеобразное открытие этого самобытного мастера скандинавского модерна состоялось лишь в 1909 году на посмертной выставке его работ, ставшей ярким событием в художественной жизни Стокгольма первого десятилетия нашего века.
Первые навыки живописного мастерства Аросениус получил в Валандской художественной школе под руководством известного мастера шведской пейзажной живописи Карла Вильхельмсона. После окончания школы Аросениус отправляется в Мюнхен, а затем в Париж, где он знакомится с современными достижениями европейского изобразительного искусства. Художник посещает музеи, знакомится с крупнейшими частными коллекциями и просто часами бродит по улицам Парижа. Первые его впечатления находят свое воплощение в многочисленных карандашных набросках. Уже в этих беглых графических произведениях за смешными и порой откровенно шаржированными образами угадывается то обостренное мировосприятие живописца, которое найдет свой выход в наполненных трагизмом произведениях более позднего времени. Существенную роль в становлении творческой индивидуальности Аросениуса сыграла его встреча с датским художником-символистом О. Крусе.
В этот же период окончательно складывается тематика произведений Аросениуса: мир сказки и народной легенды. Интерес Аросениуса к ним вполне закономерен и развивался в русле национально-романтического направления в изобразительном искусстве Швеции конца XIX—начала XX века. Художник увлеченно работает над иллюстрациями к скандинавским преданиям и немецким сказкам («Принцесса и тролли», 1904; «Сказка о шести принцессах», 1905). Но особенно глубоко пленял фантазию Аросениуса мир восточной сказки. Сюжетам этих сказок посвящены лучшие его произведения: «Золотая птица халифа» (1908), «Чудесный улов» (1908) и др. Эти серии акварелей художника, тонко чувствующего природу сказки, сочетали в себе чистоту наивного вымысла и острый народный юмор, таинственную мистику и сочную красочность образов.
Сказочные мотивы настолько глубоко проникли в художественное сознание Аросениуса, что порой наполняли собой, казалось бы, повседневные сцены. В произведении «За столом» (1906) обычное каждодневное занятие—вечерняя трапеза—трактуется как некое ритуальное действо, привычный бытовой сюжет получает оттенок фантастического видения. Этому впечатлению, как правило, способствует вечернее или искусственное освещение, все изображение как бы покрыто туманной дымкой, очертания предметов будто бы тают в разлитой сумеречной мгле. Его герои не столько реальные существа, сколько таинственные видения, лишь на краткое время обретшие пластически-осязаемую форму. Такими видениями оказываются и хрупкая фигурка девочки в работе 1908 года «Девочка у двери», и изображение женщины за столом (1906). Эффект фантастической трактовки изображений усиливается избранной мастером техникой. Любимые материалы Аросениуса—хрупкая пастель и нежно-прозрачная акварель, приемами которых мастер владел в совершенстве.
Мир сказки, постоянно притягивавший к себе мысли художника, составлял одну сторону творческого бытия Аросениуса, другой ее стороной была тема современной действительности. Она врывается в произведения мастера, безжалостно сметая на своем пути волшебные замки и лишая всякого смысла любую сказочную коллизию. Образы современного мира рождают в душе художника ощущение тоски и глубокого одиночества. Эта тема звучит в жанровых работах Аросениуса. В его работе «Ноябрь» (1903) изображен хмурый осенний день, когда пронизывающий ветер гонит по опустевшим городским улицам высохшие листья, которые кажутся никому не нужными, как и съежившийся от холода человек, сидящий на лавочке. Такой же тоской и безысходностью пронизано его произведение «Весна» 1906 года.
Но особенно остро тема одиночества звучит в портретах Аросениуса. В последние годы художник жил очень замкнуто, поэтому круг его моделей чрезвычайно узок. Это его родные: жена и маленькая дочь, немногочисленные близкие друзья и, конечно же, он сам. Аросениус пишет целые серии автопортретов. Словно вглядываясь в зеркало своего изображения, художник пытается разобраться в самом себе, определить свое место в окружающей действительности. Эти небольшие графические и акварельные листы никогда не предназначались для экспонирования на выставках и впервые обрели своего зрителя уже после смерти художника.
С начала 1900-х годов в творчестве Аросениуса все настойчивей звучит тема смерти, сначала в полушутливой форме, как например в его акварели 1903 года «Похороны смерти», на которой изображена толпа веселых карликов, выносящих со двора гроб со скелетом. Но с каждым новым произведением эта тема принимает угрожающее звучание, перекликаясь с темой рока. Ощущением неизбежности приближающегося конца проникнут его автопортрет 1905 года. С него на зрителя смотрит настороженное лицо художника, как бы внимательно прислушивающегося к тому, что происходит на другом берегу лесного озера, где вереницей бредут сказочные существа, а среди них выделяется бледная фигура смерти с завязанными глазами и с косой в руках.
Несмотря на то, что жизнь Аросениуса в искусстве была короткой, его художественное наследие сыграло большую роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства Швеции. В творчестве Аросениуса свое последовательное развитие получило то направление в скандинавском модерне, которое основывалось на возрождении традиций национального художественного наследия. В сказочных сюжетах и несколько примитивизированных формах его изображений, в их ярком и чистом колорите совершенно ясно угадывались традиции народного искусства, бережно сохраняемые и по сей день в недрах крестьянской культуры Швеции.