Популярные личности

Иван Злыденный

Летчик - наблюдатель 99-го Гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка
На фото Иван Злыденный
Категория:
Дата рождения:
1919-04-14
Место рождения:
с. Копанское, Оренбургская, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Гвардии Старший лейтенант И. Д. Злыденный совершил 148 боевых вылетов на разведку, бомбардировку скоплений войск, аэродромов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.


Родился 14 Апреля 1919 года в селе Копанское, ныне Акбулакского района Оренбургской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов средней школы № 24 в Оренбурге, фельдшерско - акушерскую школу. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков - наблюдателей в 1940 году, Служил в Забайкалье в бомбардировочной авиации.

С Июля 1941 года в действующей армии. Сражался на Западном, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах.

К Июлю 1944 года старший лётчик - наблюдатель 99-го Гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка ( 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Старший лейтенант И. Д. Злыденный совершил 148 боевых вылетов на разведку, бомбардировку скоплений войск, аэродромов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 168 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 4 истребителя противника и 2 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - политическую академию. С 1975 года Полковник И. Д. Злыденный - в запасе. Последние годы жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( трижды ), 10-ю медалями. Пионерская дружина школы № 1 в городе Акбулак ( Оренбургская область ) долгое время носила имя Героя.

* * *

О боевых заслугах штурмана самолёта, звена, эскадрильи, а затем авиационного полка Ивана Дмитриевича Злыденного красноречиво говорят цифры, приведённые в его наградном листе:

"Старший лётчик - наблюдатель 99-го отдельного Гвардейского разведывательного авиационного Забайкальского полка Гвардии Старший лейтенант И. Д. Злыденный с 17 Июля 1941 года по 14 Мая 1944 года своей упорной разведывательной работой вскрыл и установил движение:

- Автомашин - 11 500 единиц, передвижение и скопление танков - до 579 единиц, обнаружил 671 железнодорожный эшелон, базирование на аэродромах 1575 разнотипных самолётов противника. Без прикрытия истребителей проводил фотографирование оборонительных рубежей, укреплений и сооружений общей сложностью 3836 кв. метров. Сбросил на врага 20400 кг бомб..."

...В канун войны скоростной бомбардировщик СБ считался одним из лучших самолётов, хорошо зарекомендовал себя в боях в небе Испании. И не случайно начальник лётного училища Майор И. С. Полбин, впоследствии дважды Герой Советского Союза, выступая перед строем курсантов, в котором стоял и молодой стрелок - бомбардир Иван Злыденный, сказал:

- Машина что надо. Спасибо всем, кто её создал. Вы только подумайте: скорость 450 километров в час. Не всякому истребителю это по силам. Теперь скоростной бомбардировщик в ваших руках. Гордитесь этим. И будьте достойны чести, вам оказанной. Будьте отважными воздушными бойцами советской Родины !

Это напутствие Иван Злыденный хорошо запомнил. Окончив училище, он стал служить в 32-м скоростном бомбардировочном авиационном полку и вскоре лично убедился на практике в высоких качествах новой машины. В учебных полётах на боевое применение экипажи совершенствовали свое мастерство, познавали технику, её особенности, способы применения. Летали на различных высотах, учились маневрировать, отражать атаки вероятного противника в воздухе. И вскоре эти навыки понадобились в настоящем бою. В то памятное воскресенье 22 Июня 1941 года в полк вместе с вестью о начавшейся войне с Германией пришёл и боевой приказ: перелететь на Западный фронт.

А вскоре состоялся и первый боевой вылет. Как забудешь его ? Ветеран минувшей войны, Герой Советского Союза Полковник запаса Иван Дмитриевич Злыденный навсегда запомнил в деталях своё боевое крещение. Потом было много у него этих вылетов. А если говорить точно - 168, и в каждом из них - экзамен на мужество и мастерство. 130 раз атаковали его самолёт истребители врага, и каждый раз штурман вёл ответный огонь по противнику. В общей сложности он сбил 4 "Мессера" и 2 "Фокке - Вульфа"; 7 раз враг сбивал краснозвёздную машину, 6 раз покидал штурман горящий самолёт и приземлялся с парашютом. Такова цифровая характеристика боевой страды Ивана Дмитриевича. И всё же в памяти его первый боевой вылет остался накрепко.

"Цель - железнодорожный узел Молодечно" - эти слова боевого приказа запомнил тогда каждый экипаж, каждый лётчик, штурман. И вот уже взревели 36 двигателей, и 18 скоростных бомбардировщиков звеньями заняли боевой порядок. Колонна взяла курс на запад, туда, где хозяйничал враг, в тот район, где несколько дней назад совершил бессмертный подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло.

В безоблачном небе было всё спокойно. Штурман Злыденный без особых осложнений, как на учениях, рассчитывал данные для бомбометания и только на ближних подступах к железнодорожному узлу Молодечно заметил, как в небе стали появляться шапки взрывов зенитных снарядов. С каждым мгновением огонь врага усиливался. Самолёты встряхивало, по плоскостям барабанили осколки снарядов. Но группа продолжала полёт к цели, не нарушая порядка.

- На боевом. Так держать, - передал лётчику Злыденный.

Штурманская кабина на самолёте СБ.

Вскоре появилась цель, и штурман с силой надавил на кнопку сброса авиабомб. Через несколько минут на станции возникло несколько очагов пожара. Горели цистерны с бензином, взрывались вагоны с боеприпасами. Чёрные космы дыма окутали всё вокруг.

Задание было выполнено. Но тут в небе появилось около 30 вражеских истребителей. Они яростно набросились на группу бомбардировщиков, стремясь расправиться с ними внезапным ударом. "Мессеры" атаковали сверху, сзади. Злыденный встретил их огнём из пулемёта, и они отваливали в сторону, чтобы затем вновь обрушиться на СБ сбоку.

Около 20 минут длился этот тяжёлый бой бомбардировщиков против "Мессеров". Было сбито несколько наших самолётов. Однако за каждый из них враг поплатился 3-мя своими. В этом бою Злыденный сбил своего первого "Мессера". Когда же бомбардировщики приземлились на своём аэродроме, Иван Злыденный вместе с техниками насчитал в плоскостях и фюзеляже только своего бомбардировщика более 50 пробоин.

Трое суток латали техники и механики изрешечённый осколками самолёт, а на 4-е экипаж в составе звена вновь вылетел на выполнение боевого задания. Цель - разведать и разбомбить аэродром врага под Оршей. Командир звена учёл трудности полёта без прикрытия истребителями. Маршрут был избран с "изломами", на минимальной высоте. Расчёт оправдался: на цель звено вышло неожиданно для врага. Экипажи удачо нанесли бомбовый удар по стоянке вражеских самолётов. И тут же в эфир ушло донесение: "Обнаружено около 80 "Юнкерсов" и "Мессеров", 5 уничтожено на земле. Надо срочно бомбить. Необходима помощь". А ещё через 3 минуты Злыденный продиктовал новую радиограмму: "Атакуют "Мессеры" - три четвёрки. Обороняемся".

Нелёгкой была эта оборона. Дюжина истребителей атаковала справа, слева, сверху. Казалось, атакам нет числа. Но звено СБ умело маневрировало, а стрелки - радисты и штурманы встречали врага очередями пуль, вынуждая "Мессеры" быть на почтительном расстоянии. И всё же численное превосходство врага сказывалось. Вскоре загорелся левый ведомый и, кренясь, стал падать.

- Командир, справа четвёрка, - передал Злыденный командиру экипажа Ф. Белану.

Тот, избегая удара, заложил правый вираж. И в это время сверху свалилась пара "Мессеров". Один из них хлестнул пулемётной очередью. Задымил, окутался пламенем левый двигатель. Скорость стала резко падать, и очередной атакующий истребитель проскочил вперёд, чем не преминул воспользоваться Злыденный. На какое - то мгновение враг оказался в зоне огня штурмана, и это решило исход поединка: огненная трасса впилась в кабину "Мессера", и он камнем устремился к земле.

- Молодец, Иван, - услышал Злыденный похвалу командира. - Есть один.

В это время израненный, с коптящим пламенем на левой плоскости бомбардировщик вновь атаковали 2 "Мессера", зайдя с задней полусферы. Стрелок - радист Пётр Брус встретил врага пулемётной очередью. Но врагам всё же удалось поджечь и второй двигатель СБ. Два огненно - чёрных дымных шлейфа потянулись за израненным самолётом. Дым проник в кабину лётчика, и тот

едва различал приборную доску. С трудом перетянув линию фронта, пошли на вынужденную посадку. Горящая машина, прочертив фюзеляжем глубокую борозду, остановилась около ржаного поля. Выскочив из самолёта, лётчик, штурман и стрелок - радист начали сбивать пламя.

Машина была спасена. В дальнейшем Иван Злыденный совершил на ней ещё 21 боевой вылет. Летал на бомбежку, разведку в любое время суток и каждый раз возвращался с победой. 28 Июля 1941 года во время очередного вылета бомбардировщик был сбит. С переломом ноги и сильной контузией штурмана отправили в госпиталь.

Как только рана зажила, Иван вновь вернулся в родной полк. Но сел уже в кабину другого самолёта - пикирующего бомбардировщика Пе-2.

...Первый боевой вылет, первое ранение, первая награда. Не всегда всё это бывает взаимосвязано, так сказать, идёт одно за другим. Скажем, первая награда - медаль "За отвагу" - засияла на гимнастёрке штурмана Злыденного лишь в Сентябре 1942 года, а орден Красной Звезды - в Феврале 1943 года. Затем последовали ордена Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, а в Августе 1944 года - Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина.

Все эти награды заслуженно венчали доблестный ратный труд, весомый вклад штурмана в общее дело победы над врагом. Это итоги 168 боевых вылетов на бомбометание, разведку и фотографирование оборонительных рубежей, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений танков и автомашин врага. И если опять говорить языком цифр, то боевая работа Злыденного выглядит так: на врага сброшено 27 тонн бомб разного калибра, уничтожено 5 бензоскладов, 4 переправы, 15 железнодорожных эшелонов, 20 самолётов, 35 танков, произведено фотографирование объектов врага на площади 13 000 кв. км., сброшено свыше 2 миллионов экземпляров листовок.

На самолёте Пе-2 Злыденный не раз вёл разведку в интересах войск Брянского, Воронежского, Степного, Центрального Белорусского, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, доставляя командованию ценные сведения о противнике, что помогало осуществлению различных операций по разгрому врага.

В разгар Курской битвы наша бомбардировочная и штурмовая авиация нанесла мощный удар по аэродрому противника под Курском. Но каков эффект этого удара ? Командующий фронтом потребовал срочно сфотографировать аэродром. Кого послать сделать это ? Командир авиаполка Н. И. Щенников поручил выполнить ответственнейшее задание экипажу в составе лётчика Родионова, штурмана Злыденного и стрелка - радиста Никулина.

Маршрут полёта в район Курска пролегал через Щигры. Поэтому было решено сначала нанести бомбовый удар по этой станции, чтобы ввести противника в заблуждение, создать видимость, что основная цель бомбардировщика именно Щигры.

Хитрость удалась. Над Щиграми Пе-2 вывалился из облаков, сбросил бомбы и снова ушёл в облака. А через несколько минут на высоте 50 метров бомбардировщик вновь вышел из облаков. Но где же вражеский аэродром ? По расчетам штурмана, он должен быть строго под крылом. Пролетев ещё несколько сот метров, Злыденный увидел объятый пожарами аэродром.

И вот уже Пе-2 на малой высоте, под самой нижней кромкой плотных облаков пронёсся над аэродромом. Штурман, не обращая внимания на огонь вражеских зениток, немедленно начал фотосъемку. На пленку фиксировались горящие на стоянке бомбардировщики и истребители, вспаханное бомбовыми ударами лётное поле, чадящие языки пламени складских помещений. Но когда фотографирование уже близилось к концу, самолёт получил удар огромной силы, его резко подбросило вверх.

- Горит левый мотор ! - тревожно доложил стрелок - радист.

Резкими разворотами лётчику удалось сбить пламя, и бомбардировщик, скрывшись в облаках, взял курс на свой аэродром. Летели на одном моторе. На подходе к линии фронта самолёт вновь попал в зону сильного зенитного огня противника. Был ранен стрелок - радист. Однако и на этот раз экипажу бомбардировщика удалось пробиться сквозь завесу огня и доставить командованию ценные разведывательные данные.

...Однажды эскадрилье, где служил Иван Злыденный, командование поставило задачу нанести мощный удар по железнодорожному узлу, на котором скопилось до 20 эшелонов военной техники, горючего, войск противника.

Узел прикрывался 12 зенитными батареями, а в 25 км от станции находился аэродром, где базировалось до 150 вражеских самолётов. При подходе к цели наших бомбардировщиков встретили плотным огнём зенитки, а также истребители противника. Умело применив противозенитный маневр, эскадрилье удалось точно нанести бомбовый удар по железнодорожной станции, сбить 3 вражеских истребителя и выйти из этого боя без потерь.

5 Июля 1943 года под сильным огнём зенитной артиллерии Злыденный произвёл фотографирование переднего края обороны противника на глубину 12 км в районе Бердицы - Шашкино, Барцово - Дубовая общей площадью 240 кв. км. Разведчик вскрыл систему оборонительных рубежей и сооружений противника на этом участке фронта.

В последующих полётах не раз ещё передавались командованию штурманом Злыденным ценные сведения о противнике. Вот лишь одно из таких донесений. Оно датировано 27 Апреля 1944 года. В нём говорилось: "Обнаружил движение по шоссе Жидрица - Опочка более 100 автомашин. В районе Опочка - Шанино двухстороннее движение, до 150 автомашин. На станции Опочка 12 железнодорожных эшелонов, в городе до 70 автомашин. На станции Мадона 10 железнодорожных эшелонов без паровозов. На станции Яунлатчале 8 железнодорожных эшелонов. По шоссе Аугшпиле двухстороннее движение автомашин, до 200 единиц". И всё это лишь за один полёт, длившийся 30 минут.

Иван Дмитриевич Злыденный был не только отличным штурманом и разведчиком, но и замечательным воспитателем. Десятки лётчиков и штурманов получили боевое крещение у Злыденного. Они учились у него военному мастерству, искусству победы в боях с врагом. Активно участвовал он и в партийной работе. Бессменно всю войну был парторгом подразделения.

За заслуги перед Родиной в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, за отличное и чёткое выполнение боевых заданий по разведке и фотографированию оборонительных рубежей, пунктов базирования авиации противника, за проявленные при этом исключительное мужество и отвагу 19 Августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

За годы войны И. Д. Злыденный совершил 168 успешных боевых вылетов, и каждый из них - экзамен на мужество и боевое мастерство. Сбил в воздушных боях как штурман 6 истребителей противника, вёл разведку и фотографирование аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений танков и автомашин врага. За время боевой работы экипажем Злыденного на врага сброшено 27 тонн бомб разного калибра, уничтожено 35 танков, 20 самолетов, 15 железнодорожных эшелонов, 5 складов с горючим и боеприпасами, 4 переправы.

Особое место в боевой работе И. Д. Злыденного занимали полёты на разведку, в которых он проявлял не только мужество, выдержку, но и высокое профессиональное мастерство. Командование доверяло Злыденному самые ответственные и сложные задания. Он вёл разведку в интересах войск Брянского, Воронежского, Степного, Центрального, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, доставляя ценные сведения о противнике, что помогало осуществлять различные операции по разгрому врага. Лётчик - наблюдатель сфотографировал объекты врага на площади 13 000 кв. км.

После войны Иван Дмитриевич ещё долгое время продолжал службу в рядах Советской Армии. Окончив в 1954 году Военно - Политическую академию, работал на различных командных должностях. С 1975 года Полковник Злыденный в запасе. Живя в Москве, он по - прежнему поддерживал тесную связь с армией, в рядах которой прослужил почти четыре десятилетия, с Оренбургским авиационным училищем. В своём письме он писал:

"Помните, что современные боевые действия требуют от воинов огромного напряжения, высоких морально - боевых качеств, выносливости, инициативы. Все эти качества, разумеется, не приходят сами собой, а приобретаются и вырабатываются в ходе учёбы, всей воинской службы. Участники прошлых войн знают из своего опыта: кто беззаветно предан Родине, кто в совершенстве владеет боевой техникой и оружием, кто смел, вынослив и инициативен - тот непобедим"



Поделиться: