Суслов (Иван Тимофеевич) - деятельный помощник Данилы Филиппова в деле распространения хлыстовской секты. Суслов был родом из Владимирской губернии, Муромского уезда, деревни Максаковой; родился около 1616 г.
Суслов (Иван Тимофеевич) - деятельный помощник Данилы Филиппова в деле распространения хлыстовской секты. Суслов был родом из Владимирской губернии, Муромского уезда, деревни Максаковой; родился около 1616 г. Когда ему было 33 года, позвал его к себе в деревню Старую Данило Филиппов, который и дал е
му "божество", повелев ему идти на проповедь. Суслов начал ревностно распространять свое учение между односельчанами и жителями окрестных сел. Успех был полный: скоро у него появилось 12 апостолов, таких же фанатических приверженцев нового учения, как и он сам, а также богородица. Во главе этих лиц
Суслов отправился в нынешнюю Нижегородскую губернию и проповедовал на Оке и на Волге. Везде, куда ни являлся Суслов, он находил последователей. По свидетельству святого Димитрия Ростовского , в селе Работках, Суслову открыто воздавали божеские почести: он садился на приготовленный для него престол,
на голове его было нечто в роде венца. Исторических свидетельств о преследованиях Суслова и его учеников мы не имеем; о них существуют только рассказы самих хлыстов, приписывающие Суслову неоднократное воскресение. Можно допустить, что Суслов действительно не раз попадался в руки правосудия, но всяк
ий раз, благодаря, с одной стороны, своей изворотливости, а с другой - сочувствию и денежной помощи своих единомышленников, избавлялся от заслуженного им наказания. Сами хлысты не скрывают этой действительной причины спасения своего лжехриста. С 1672 г. Суслов спокойно жил в Москве под именем "темно
го богатины". Он имел там собственный дом, называвшийся "домом Божиим", "сионским" и "новым Иерусалимом"; сюда собирались последователи Суслова для совершения своих молений. Позднейшие официальные расследования (в 1733 г.) показали, что многие из московских монастырей были заражены хлыстовщиной еще
во времена Суслова и, несомненно, при его участии. Суслов умер в 1716 г.; тело его было перенесено в женский Ивановский монастырь, где над его могилой устроен был памятник с надписью: "Погребен святой угодник Божий". Могила эта и памятник чествовались хлыстами, но в 1739 г., по повелению императрицы
Анны Иоанновны , труп Суслова вместе с трупом другого лжехриста, Прокопия Лукина, был выкопан из земли через палачей, вывезен в поле, сожжен и развеян по воздуху. Память о лжехристе Суслове до сего времени составляет предмет благоговения хлыстов. Места, прославленные какими-либо событиями из жизни
и деятельности Суслова, почитаются у хлыстов святыми, равно как и вещи, употреблявшиеся лжесаваофом (Данилой Филипповым) и лжехристом Сусловым при их жизни. Так, стол, за которым, по преданию хлыстов, беседовали Данило Филиппов и Суслов в то время, когда последний жил в Москве, сохранялся у хлыстов
до 1845 г., когда был взят и поступил в кабинет раскольничьих вещей. По свидетельству Реутского, в одном московском хлыстовском семействе до последнего времени сохранялись коврик, платок, кресло, скамейка и другие вещи, бывшие в употреблении во времена Данилы Филиппова и Суслова. Ср. И. Снегирев "Ос
нователи секты "людей Божиих" - лжехристы Иван Суслов и Прокопий Лупкин" ("Православное Обозрение", 1862, № 8); Ил. Б-в "Данные сороковых годов XVIII столетия для истории тайной беседы святых отец" (ib.); И. Добротворский "Люди Божии, русская секта так называемых духовных христиан" (Казань, 1869); Г
р. Протопопов "Опыт исторического обозрения мистических сект в России" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1867, № 10); Н. Реутский "Люди божьи и скопцы" (Москва, 1872); священник А. Рождественский "Хлыстовщина и скопчество в России" (Москва, 1882); К. Кутепов "Секты хлыстов и скопцов" (Казань, 188