Сулуэта более всего известен как сценарист и постановщик артхаусной драмы 'Вспышка' (Arrebato, 1980) и как автор постеров к первым фильмам своего друга Педро Альмодовара (Pedro Almodóvar).
Хуан Рикардо Мигель Сулуэта Вергарахауреги (Juan Ricardo Miguel Zulueta Vergarajauregui) – таково настоящее имя Ивана Сулуэты – родился 29 сентября 1943 года в Сан-Себастьяне, крупном городе в Стране Басков, Испания (San Sebastián, Basque Country, Spain). Стоит отметить, что во времена правления антикоммуниста Франко (Franco) Сулуэте было небезопасно называться Иваном из-за русского происхождения этого имени. Семья Ивана была обеспеченной – на протяжении поколений предки со стороны отца владели сахарными заводами на Кубе (Cuba). Отец Ивана был адвокатом и совмещал эту профессию с общественной деятельностью, так, он был еще и директором кинофестиваля в Сан-Себастьяне (San Sebastian Film Festival). Мать Сулуэты была художницей, хоть и не профессиональной, и Иван с детства рос в атмосфере искусства.
В 1960-м Сулуэта переехал в Мадрид (Madrid) и поступил на курсы дизайна. В конце 1963 года ему подвернулась возможность отправиться в путешествие на торговом судне в Нью-Йорк (New York), и там он снова стал студентом, изучая живопись и рекламный дизайн. Кроме того, в Нью-Йорке Сулуэта познакомился с поп-артом, французской новой волной, экспериментал
ьным американским кино и такими режиссерами, как Йонас Мекас (Jonas Mekas) и Джон Кассаветис (John Cassavetes). Вернувшись в 1964-м в Мадрид, Сулуэта поступил в Испанскую школу кинематографии (Spanish Cinema School) и снял пару короткометражек. Первая из них, 'Агата' (Agata, 1966), базировалась на рассказе Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe), вторая, 'Ida y Vuelta' (1967) – на рассказе Уильяма Дженкинса (William Jenkins). Он, однако, не смог получить диплом, потому что по приказу властей школу закрыли. Сулуэта не мог из-за этого подписывать свои работы, пока Франко не умер. В 1969 году Сулуэта снял свой первый полнометражный фильм, музыкальную комедию 'Раз, два, три, на англичанина не смотри' (Un, Dos, Tres, Al Escondite Inglés). Фильм высмеивал конкурс 'Евровидение' (Eurovision) и был показан на Каннском кинофестивале (Cannes Film Festival).
В 70-х Сулуэта много экспериментировал с форматами и визуальными стилями и в то же время прославился как очень успешный автор плакатов и постеров. Он познакомился в Педро Альмодоваром и помогал будущей звезде испанского кинематографа в создании его первых андеграундных короткометражных фильмов, а также р
аботал ассистентом режиссера у Хайме Чаварри (Jaime Chavarri) и Антонио Дрове (Antonio Drove). Наконец, в 1979 году, с помощью мецената, испанского архитектора, любившего кино, Сулуэта приступил к съемкам драмы 'Вспышка', которую планировалось закончить за 15 дней. Снимали, между тем, в реальных интерьерах, принадлежавших Сулуэте и его друзьям, большинство съемочной группы злоупотребляло героином, и сроки растянулись, расходы выросли, а отношения между режиссером и продюсером окончательно испортились. Фильм вышел в 1980-м и не принес создателям коммерческого успеха, но стал культовым в узком кругу ценителей испанского андеграунда.
Пристрастие к героину сыграло с режиссером злую шутку. Он уединенно жил в Сан-Себастьяне, отказывался от новых проектов в киноиндустрии и продолжал карьеру как плакатный дизайнер и экспериментировал с фотографией. В конце 80-х – начале 90-х он снял пару эпизодов для телесериалов и вновь погрузился в молчание. Однако с наступлением нового века появился интерес к ранним работам Сулуэты, стали устраиваться его выставки, фильмы показывали по телевидению, а 'Вспышка' вышла на DVD.
Сулуэта скончался 30 декабря 2009 года.