Соллертинский – известный эрудит советского периода. Он был театральным экспертом и знал 26 иностранных языков и 100 диалектов, однако наибольшую известность приобрел за успехи в музыкальной сфере. Соллертинский активно пропагандировал музыку Густава Малера (Gustav Mahler) в Советском Союзе (Soviet Union).
Иван Иванович Соллертинский (Ivan Ivanovich Sollertinsky) родился 20 ноября (3 декабря) 1902-го в Витебске, Российская империя, и был сыном Ивана Ивановича Соллертинского и Екатерины Иосифовны Бобашинской. Его отец был председателем окружного суда, с 1903-го – тайным советником, с 1906-го – сенатором. На посту сенатора Соллертинский-старший пробыл недолго, и скончался в 1907-м.
В годы молодости будущий полиглот был другом Михаила Бахтина, создателя новой теории европейского романа, вместе с которым состоял в философском кружке в г. Невеле. Иван Иванович поступил в Петроградский Университет в 1921-м, где познакомился с произведениями испанских классиков и романо-германской филологией. Одновременно с этим Соллертинский до 1923-го был студентом Института истории искусств, где в качестве изучаемой науки выбрал театроведение. Здесь же он прошел аспирантуру.
В середине 1920-х он стал одним из учеников Николая Малько, у которого также обучались дирижированию Лео Гинсбург, Борис Хайкин, Евгений Мравинский и др. После серии частных уроков Соллертинский продолжил свое музыкальное обучение самостоятельно. С 1927 года он был близким другом Дмитрия Шостаковича.
Ступив на преподавательскую стезю, Соллертинский отвечал за ряд дисциплин, включая историю музыки, театра и психологию, в нескольких ленинградских ВУЗах. В конце 1920-х он помогал с подбором репертуара в Ленинградской филармонии, где также читал лекции и несколько лет посвятил работе в издательстве при филармонии. В конце концов, Иван Иванович получил должность художественного руководителя филармонии. Он успешно совмещал основную работу со своей занятостью в Кировском театре.
В ходе Второй мировой Соллертинский и коллектив филармонии были вывезены в Новосибирск, где он умер 11 февраля 1944-го, на 42 году жизни.
Соллертинского по праву называют одной из наиболее заметных фигур в культурной жизни Ленинграда. Обладая огромной емкостью памяти, обширными познаниями и ораторским мастерством, Иван в 1920-1930 гг. был самым известным музыкальным и театральным критиком. Его лекции пользовались особой популярностью. Большая часть его работ 1930-х была посвящена балету. Соллертинский был настоящим первопроходцем в Советском Союзе в исследовании творчества австрийца Густава Малера и австро-американского композитора Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg).
Дружба Шостаковича и Соллертинского, продлившаяся долгие годы, повлияла на творчество советского композитора. После того как в 1936-м в газете 'Правда' появилась разгромная статья, где в пух и прах была разбита одна из опер Шостаковича, впрочем, как и вся его музыка, от Ивана Ивановича требовалось выступить на собрании Союза композиторов и согласиться с мнением редакции. Соллертинский отказался участвовать в этом 'трагифарсе', а значит, поддержать официальную точку зрения партийного руководства, за что корреспондент 'Правды' назвал его 'трубадуром формализма'. По всей видимости, музыкальный критик удостоился подобного звания в контексте того, что чуть ранее 'ошибки' в опере Шостаковича 'Нос' посчитали 'исчадием формалистического ада'.
Второе фортепианное трио Шостаковича 1944-го было посвящено памяти Соллертинского.