Обсуждая итоги очередной передвижнической выставки, Крамской сообщал Репину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина "Рожь".
По какому-то поводу моей близкой родственнице подарили картину Ивана Шишкина "Рожь". Разница между живописью и шелкографной копией тогда была мне неизвестна, собственно, как и вообще разница между копией и оригиналом. Потому "Рожь", водворённая на стену моей комнаты, подвергалась пристальному рассматриванию, скорее, любованию. Особенно нравились ласточки над проторённой в поле дорожкой. И, конечно, сосны. Одна, очень похожая – одинокая, с неравномерно разроссшимися ветвями, росла в городском парке. И удивляла тем, что на таком огромном дереве растут такие маленькие шишки.
Охваченный страстью художественного исследования родной русской природы, Шишкин, подобно естествоиспытателю, тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, старый пень, корягу, трепещущую листву на ветках, кустики трав и мягкие мхи. Выписывал характер каждого дерева с тщательностью, какой не знали пейзажисты предыдущих эпох.
Обсуждая итоги очередной передвижнической выставки, Крамской сообщал Репину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина "Рожь".
Спустя время оказалось, что его полотна полны народно-освободительной символики. Для нескольких поколений советских людей Шишкин превратился в хрестоматийного художника. По прошествии периода массового тиражирования репродукций величавых пейзажей, вышедших из-под его кисти, к его живописи относятся так же, как недавно относились к слову "родина", когда оно писалось с большой буквы.