Популярные личности

Иван Шадр

советский скульптор
На фото Иван Шадр
Категория:
Дата рождения:
1887-02-11
Дата смерти:
1941-04-03
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Ранние произведения Шадра (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля «модерн».


Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов) родился 30 января (11 февраля) 1887 года в Шадринске, ныне Курганской области, умер 3 апреля 1941 года в Москве.

Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903—07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907—08), в Париже (1910—11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911—12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).

Ранние произведения Шадра (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля «модерн».

Под влиянием революционной действительности тяготение Шадра к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл.

Свойственная Шадру пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик [«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все — гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)].

В скульптуре «Булыжник — оружие пролетариата» динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.

С 1924 Шадр много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС; образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости.

Итогом поисков Шадра в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой].

Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Шадром портретов: «Мать» (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький. Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.).

Государственная премия СССР (1952, посмертно).



Поделиться: