Критики и историки литературы назвали Персонова ярким зачинателем советской деревенской драматургии,«деревенским Шекспиром».
Персонов Иван Иванович родился 17 ноября (стар. ст.) - 30 ноября (нов.ст.) 1899 года в селе Кочунове, Кочуновской волости Княгининского уезда (ныне Бутурлинский район Нижегородской области).
Тринадцатый ребёнок и единственный сын в семье зажиточных крестьян. Назван в честь отца - Ивана Андреевича
. Начальное образование получил в церковно-приходской школе.
В 1910 году поступает на учёбу в Арзамасское реальное училище, считавшееся третьим в стране по успеваемости после Петербургского и Варшавского. В заявлении на имя начальника училища Смирнова И.А. отец мальчика пишет: "Я желал бы учить с
ына своего Ивана в Арзамасском реальном училище, покорнейше прошу допустить его к экзамену для поступления в 1 класс. Свидетельство об оспопрививании и метрическую выпись при сём прилагаю."
Жил в доме С. И. Потехина (ныне ул. Горького,12). После учёбы прогуливался по провинциальному Арзамасу, соч
инял стихи о деревне. Накопилось много тетрадей со стихами. С одной из них в 1916 году Иван пришёл к Порошенкову - владельцу типографии в Поповом переулке. Был издан сборник "Звук", первые экземпляры которого автор раздал друзьям по училищу. Один экземпляр был отправлен в Кочуново с надписью: "Отцу
моему Ивану Андреевичу Персонову. Автор". Вскоре вышел ещё один сборник стихов, ядро которого составил сказ о России, написанный песенно-былинным слогом.
С 1916 года член социал-демократического кружка, которым руководила Мария Валерьяновна Гоппиус. О том, что свершилась Февральская революция в А
рзамасе узнали 4 марта 1917 года. Кружковцы праздновали победу с красными флагами. В мае этого же года Персонов вступает в РСДРП(б).
Осенью 1917 года в училище образован ученический комитет. Иван Персонов возглавляет его, а также редактирует ученическую газету. Идёт работа по защите достоинства у
чащихся от произвола некоторых преподавателей. Реалисты всё настойчивее требуют демократизации учебно-воспитательного процесса. Одним из активистов комитета являлся и Аркадий Голиков. Персонов пишет памфлет "Свиньи", из-за которого пришлось покинуть стены реального училища.
До 1920 года работал а
гитатором, организатором партячеек по волостям Арзамасского уезда.
Паралллельно с партийной работой с 12 ноября 1918 года Уисполком назначает Персонова инструктором по внешкольному образованию, а с 30 сентября 1919 года - районным заведующим. С февраля 1920 года Персонов - сотрудник Коммунистичес
кого союза молодёжи Арзамаса, член редколлегии газет "Молот" и "За свободу".
В эти годы в Арзамасе зарождается театр. Группа любителей сцены организовала художественный кружок, руководил которым режиссёр из Нижнего Новгорода А.В. Горов (Егоров). Иван Персонов становится самодеятельным актёром. Вс
коре Уисполком поручает ему организацию театральной самодеятельности в городе и на селе. Он получает должность театрального инспектора.
Первым спектаклем, постановку которого осуществил театр, был «Дни нашей жизни» Андреева. Об актёре Персонове в Арзамасе установилась добрая слава. Он часто высту
пает под псевдонимом "И. Аратский". Артист Горьковского театра драмы А. Н. Панов называл его «человеком новой формации, знающим не только классический репертуар, но и быстро освоившим новые амплуа…». В начале 20-х годов главным героем сцены был рабочий. Такие роли прекрасно давались Персонову.
ектакли шли часто – зимой в помещении клуба «Красная звезда», а летом тут же, в саду, в лёгком дощатом сарае.
В 1921 году Иван Иванович уехал из Арзамаса в Москву. В своей автобиографии он писал: «Увлечение театром породило непреоборимое желание пройти настоящую театральную школу». В 1924 году Пе
рсонов окончил курс драматического отделения Московского театрального техникума по специальности «актёр драмы». Дипломная работа – старик Ванюшин из пьесы «Дети Ванюшина». С 1925 по 1927 год работает стажёром – практикантом, а позже - преподавателем сценического искусства в театральном техникуме. Од
новременно сотрудничает с рядом московских клубов в качестве художественного руководителя и режиссёра.
Первую пьесу «Урожай» опубликовал в 1924 году. В ней, как и в последующих произведениях, перед зрителем предстают картины из жизни кочуновских крестьян. Через два года выходят «Гнилые корни». Ав
тор целиком отдаётся литературной работе. Одна за другой появляются пьесы: «Свои и чужие», «Нелады», «По волчьему следу», « Собственность» и другие. В 1933 году за «Собственность», которая перешагнула океан и была поставлена в Америке, на Нью-Йоркской сцене, Персонов получил премию газеты «Известия»
. Это был успех. И как итог – приём в Союз писателей. Членский билет Персонову вручал Алексей Максимович Горький. Пьеса «Собственность» выдержала 14 изданий на разных языках народов СССР.
Пьеса Персонова «Великий еретик», написанная в соавторстве с Г. Доброжинским, была поставлена 40 театрами стр
аны. Рецензии на его пьесы выходят на страницах центральных газет и театральных журналов. Произведения Персонова выдержали более 60 изданий.
Пьесы Персонова были необходимы клубам и театрам того времени. Вот, что писал автору секретарь комсомольской ячейки из Горьковского Заволжья: «Ваша пьеса «Г
нилые корни» очень заинтересовала нас и глубоко повлияла на публику. Сейчас наш клуб обслуживает четыре деревни. Товарищи мне поручили достать пьесу, которая заинтересует народ. У нас пьес подходящих нет. Нам нужно такие, в которых действующих лиц не больше десяти. А то получается некрасиво». Извест
но, что отряды активистов были малочисленными. Вот почему сцены почти всех деревенских театров обошли пьесы Персонова.
Умер в мае 1938 года.
Критики и историки литературы назвали Персонова ярким зачинателем советской деревенской драматургии,«деревенским Шекспиром».
В Бутурлинском историко-к