Популярные личности

Иван Мотуз

Летчик истребитель
На фото Иван Мотуз
Категория:
Дата рождения:
1918-05-15
Место рождения:
с. Перещепино, Днепропетровская область, Украина
Дата смерти:
1979-04-28
Место смерти:
Москва, Украина
Гражданство:
Украина
Читать новости про человека
Биография

Биография

Капитан И. Ф. Мотуз совершил около 400 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях, сбил 24 самолёта противника и 5 уничтожил на земле. 24 Августа 1943 года за мужество и воинское мастерство, проявленные в боях с врагом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 15 Мая 1918 года в селе Перещепино, ныне посёлок Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов и школу ФЗУ, работал на Днепропетровском заводе "Светофор", учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Сражался в составе 20-го, 744-го и 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

К Маю 1943 года командир эскадрильи 744-го истребительного авиационного полка ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт ) Капитан И. Ф. Мотуз совершил около 400 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях, сбил 24 самолёта противника и 5 уничтожил на земле. 24 Августа 1943 года за мужество и воинское мастерство, проявленные в боях с врагом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну закончил участвуя в Берлинской операции, имея на счету 26 воздушных побед.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Полковник И. Ф. Мотуз - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 28 Апреля 1979 года. Похоронен в родном селе.

* * *

Этот предельно внимательный и серьёзный лётчик, уже к весне 1943 года имел на своём счету 400 выполненных боевых вылетов, 89 проведённых воздушных боёв, 24 сбитых вражеских самолётов. "Главный закон для истребителя - всегда атаковать первым", - наставлял Капитан Мотуз лётчиков своей эскадрильи.

В одном из боёв, проведённом на глазах командующего 6-й Воздушной армии Ф. П. Полынина, он сбил 2 истребителя Ме-109, сам был ранен и, истекая кровью, успешно посадил повреждённую машину. Ранение было тяжёлым, лечение - долгим, но Гвардии Майор Мотуз всё же вернулся в ВВС и продолжал сражался до конца войны.

Великую Отечественную войну он встретил в Июне 1941 года. Боевую деятельность начал в составе 20-го истребительного авиаполка, где долгое время летал ведомым у прославленного советского аса Г. Н. Конева. Георгий Николаевич Конев был не только храбрым воздушным бойцом, но и авторитетным командиром. Обладая весёлым характером, он не унывал даже при неудачах. Своих напарников в воздухе он почему - то называл, по - одесски, Жорой и вместо команды: "Идём в атаку !" говорил, казалось, беспечно: "А ну, Жора, покажи свой характер !", - и первым устремлялся на врага.

Лейтенант Иван Мотуз, которого товарищи называли "Фомич" ( его отчество ), сразу пришёлся Коневу по душе. Фомич цепко держался в хвосте самолёта ведущего и, какие бы тот неожиданные маневры ни совершал, не отставал от него "ни на шаг", готовый в любой момент прикрыть командира огнём. Фомич не раз принимал удары на себя, чтобы вызволить Конева из беды, но счастливая звезда хранила его. За эту преданность и бесстрашие и любил Конев своего ведомого.

Но случилось так, что на время товарищи расстались. Иван Мотуз, поднятый по тревоге с другим лётчиком, получил в воздушном бою тяжёлое ранение. В тот день восьмёрка "Яков", возглавляемые командиром полка Майором С. Н. Найденовым, вступила в бой с 18 "Мессерами". Завязалась воздушная карусель... На Мотуза навалилось сразу 4 самолёта противника. Несмотря на численное превосходство врага Иван Мотуз поджёг одного из них, но и сам был тяжело ранен. Истекая кровью он сражался до тех пор, пока противник, израсходовав боеприпасы, не повернул домой. Пять сбитых "Мессеров" и один потерянный "Як" - таков был краткий итог этого поединка.

Четыре месяца пролежал Мотуз, прикованный к госпитальной койке, а когда вернулся в полк, его боевого товарища уже не было в живых. В неравной схватке с врагом самолёт Конева подожгли, и он горящим факелом упал на территории, занятой противником. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Его друг и напарник Иван Мотуз отомстил за смерть своего командира, уничтожив в боях ещё немало вражеских самолётов.

Осенью 1942 года на участке фронта где базировался 744-й авиаполк, в котором тогда сражался Иван Мотуз, появилась группа немецких истребителей - "охотников". Летая на новейших машинах модефикаций Ме-109F, они действовали дерзко, даже нагло. Для борьбы с ними был создан отряд из 8 советских лётчиков, в который вошёл и Мотуз. В течение нескольких дней наши пилоты провели 3 воздушных боя с вражескими "охотниками" и уничтожили 7 самолётов противника без единой потери со своей стороны. Одним из сбитых немецких пилотов оказался известный Ас обер - лейтенант Вернер, инструктор школы высшего пилотажа. Потерпев столь сокрушительное поражение противник был вынужден перебросить свою группу на другой участок фронта.

В Мае 1943 года 744-му авиаполку было присвоено звание Гвардейского ( 86-й ГвИАП ). На торжественном построении лётчиков Член Политбюро ЦК ВКП(б) и Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданов вручил авиаторам Гвардейское знамя. Его примали командир полка Подполковник С. Н. Найденов и один из лучших командиров эскадрилий части Капитан И. Ф. Мотуз. Затем начались упорные бои над Волховом...

В дальнейшем лётчики 86-го ГвИАП участвовали в сражениях на Калининском фронте, освобождали Литву. Особенно ожесточённые бои шли в конце Июля 1943 года при освобождении Каунаса. Один из них запомнился Ивану Мотузу особенно.

В тот день на отражение группы вражеских бомбардировщиков была поднята эскадрилья Гвардии Капитана П. К. Лобаса, но на этот раз советских истребителей оказалось мало - вместо 20 - 30 самолётов противника, обычно действовавших в таких случаях, их оказалось около 70, под сильным прикрытием истребителей ! Командование полка немедленно подняло в воздух свою вторую эскадрилью. Группа Лобаса, стремительно атаковав противника, надёжно связала боем его истребители сопровождения. Вторая группа наших истребителей получила возможность без особых помех ударить по бомбардировщикам.

Вскоре Герой Советского Союза И. Ф. Мотуз, лётчик, чья боевая слава гремела ещё в 1942 году на Северо - Западном фронте, привёл третью группу, которая тут же включилась в бой. А на подходе была уже и четвёртая наша группа, которую вел Капитан С. М. Бражнец... Этот бой, в котором с обеих сторон участвовало более 100 самолётов, длился 20 минут. Противник был рассеян, бомбардировка сорвана, 8 вражеских самолётов сбито. Многие наши машины получили тогда повреждения различной степени тяжести, однако все 4 группы вернулись на свой аэродром без потерь.

В Октябре 1944 года полк перевооружился на новейшие самолёты Як-3 и продолжил боевые действия уже в Восточной Пруссии. Войну лётчики 86-го Гвардейского авиаполка закончили участвуя в Берлинской операции. На счету Ивана Мотуза к тому времени числилось уже 26 воздушных побед ( по некоторым источникам - 8 лично и 18 в группе ).

После войны Иван Фомич более 10 лет продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах. Демобилизовался в 1971 году в звании Полковника. Жил и работал в Москве.



Поделиться: