Капитан И. П. Моторный совершил 453 боевых вылета, участвовал в 117 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 29 Августа 1918 года в селе Мешково - Погорелово, ныне Жовтневого района Николаевской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, работал токарем на заводе, учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. С Октября 1941 года по Октябрь 1944 года служил в 512-м ИАП ( с Января 1943 года - 53-й ГвИАП ), летал на ЛаГГ-3, Як-1, "Аэрокобре". Затем, по Май 1945 года - в Управлении 185-й ИАД, летал на Як-9. Особенно отличился в период Сталинградской битвы.
К концу 1942 года командир 512-го истребительного авиационного полка ( 220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Донской фронт ) Капитан И. П. Моторный совершил 453 боевых вылета, участвовал в 117 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С 1946 года Майор И. П. Моторный - в запасе. Жил и работал в Риге. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 11 Июля 1973 года.
* * *
В Великую Отечественную войну Иван Моторный вступил командиром звена 512-го истребительного авиаполка, в котором вырос до командира полка. Проявил себя бесстрашным лётчиком, умелым командиром. Уже первым военным летом одержал 4 победы.
Осенью 1941 года лётчики 512-го авиаполка прикрывали действия частей 38-й армии. В частности, в начале Октября успешно штурмовали скопления самолётов противника на аэродроме близ Полтавы. При этом наиболее эффективными были удыры эскадрилий во главе с командиром Лейтенантом И. П. Моторным и военкомом Лейтенантом Г. Я. Кузнецовым.
К середине Июня 1942 года героическими усилиями войска 38-й армии сорвали операцию "Вильгельм". Враг был остановлен на рубеже, проходившем по реке Великий Бурлук до Ново - Николаевки и далее через станцию Булацеловку до Богодаровки, а 81-я стрелковая дивизия удержала плацдарм за Северным Донцом южнее села Савинцы. И это вопреки огромному превосходству противника в силах и средствах, и несмотря на то что группировка и пехотные дивизии врага имели непрерывную поддержку своей авиации, господствовавшей в воздухе и совершавшей в среднем ежедневно по 1500 - 1800 самолёто - вылетов.
Следует отметить, что и в условиях подавляющего превосходства воздушных сил противника наша авиация оказала большую помощь войскам армии. Её воины с уважением и благодарностью говорили об отважных лётчиках 512-го истребительного авиаполка Лейтенантах Петре Дзюбе, Геннадии Дубенке, Василии Сироштане, Старшем политруке Г. Я. Кузнецове, Старших лейтенантах В. Н. Макарове и И. П. Моторном, неизменно выходивших победителями из воздушных схваток с врагом.
Особенно широкую известность приобрел бой пары Моторного и Макарова с четвёркой новейших Ме-109G-2, когда наши лётчики, возвращаясь из Саратова на свой аэродром под Сталинградом на только что полученных облегчённых Як-1, сбили 2 "Мессершмитта". Это стало наглядным свидетельством высоких боевых качеств нового истребителя, и потому неудивительны десятки описаний этого боя в листовках, фронтовых и центральных газетах.
Немало блестящих побед одержал он в небе Сталинграда. Так, 23 Августа 1942 года Капитан И. П. Моторный, следуя во главе 6 "Яков" 512-го ИАП, в районе хутора Вертячий встретил более 60 самолётов противника и, несмотря на численное превосходство, смело вступил с ними в бой, сбил 2 вражеских истребителя.
На фронте у Моторного было много боевых побратимов, но особенно он ценил дружбу с Героями Советского Союза В. Макаровым и З. Семенюком. Слава об этой неразлучной троице гремела по всему фронту. У каждого на счету было по два десятка воздушных побед. Только в небе Сталинграда они уничтожили 44 вражеских самолёта.
В Октябре 1942 года 16-я Воздушная армия обеспечивала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы через Дон.
Об успешной борьбе с вражеской авиацией свидетельствуют воздушные бои 16 Октября, когда истребители одной лишь 220-й истребительной авиационной дивизии сбили 9 и подбили 4 вражеских самолёта. Победителями этих боев были Лейтенант В. И. Иванов ( сбил 2 Ме-109 ), сержант Логачев, батальонный комиссар И. М. Мамыкин, Капитаны И. П. Моторный и З. В. Семенюк, Старшие лейтенанты В. Н. Макаров и П. П. Ратников, Младшие лейтенанты Мартынов и Б. М. Ривкин.
В Ноябре 1942 года Моторный был назначен командиром 512-го авиаполка ( в Январе 1943 года ставший 53-м Гвардейским ) и, продолжая активно вести боевую работу, одержал ещё несколько воздушных побед.
За боевое мастерство и мужество Капитан И. П. Моторный в 1942 году был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. К началу 1943 года выполнил 453 боевых вылета, провёл 117 воздушных боёв, в которых сбил 15 вражеских самолётов. В последующем этот счёт был увеличен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в Августе - Октябре 1943 года особо отличившиеся авиационные полки 16-й Воздушной армии были награждены орденом Ленина. Был среди них и 53-й Гвардейский Донской истребительный авиационный полк Гвардии майора И. П. Моторного.
К концу войны Иван Порфирьевич Моторный совершил более 600 успешных боевых вылетов. Участвуя в 150 воздушных боях, уничтожил 21 самолёт противника лично и 9 в группе с товарищами. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 17 личных и 9 групповых побед. В его данных отсутствуют сведения о 4 победах летом 1941 года. )
Сразу после окончания войны демобилизовался. Жил в Риге, работал главным механиком одного из крупных комбинатов. Умер 11 Июля 1973 года.