Гвардии майор И. Д. Лихобабин произвёл 276 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 9 самолётов противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 27 Января 1916 года в селе Ширяево, ныне Калачеевского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, сдал экстерном экзамены на рабфак, учился в техникуме советской торговли и аэроклубе. C 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года. Сражался на Северо - Западном, 1-м и 2-м Прибалтийских, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.
К Августу 1944 года заместитель командира 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии майор И. Д. Лихобабин произвёл 276 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 9 самолётов противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны совершил 321 успешный боевой вылет, провёл более 60 воздушных боёв, уничтожил 30 вражеских самолётов лично и 9 в группе с товарищами. За это время освоил истребители: МиГ-3, "Харрикейн", "Яки" различных типов.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года Гвардии полковник И. Д. Лихобабин - в отставке. Жил в городе Одинцово Московской области. Именем Героя названа школа в селе Ширяево. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, монгольским орденом Боевого Красного Знамени. Умер 26 Апреля 1994 года.
* * *
Иван Дмитриевич Лихобабин прибыл на фронт в Ноябре 1941 года. Более года он сражался в составе 402-го истребительного авиационного полка, сформированного, главным образом, из лётчиков - испытателей. В Декабре 1942 года, при выводе 402-го ИАП с фронта на доукомплектование, был переведён в 485-й истребительный авиационный полк ( с Марта 1943 года - 72-й ГвИАП ), где командовал эскадрильей. Вспоминает известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза Георгий Васильевич Зимин:
"В конце 1942 года в жизни нашего 485-го полка произошло одно важное событие: была создана третья эскадрилья. Из соседнего 402-го истребительного авиаполка, который уходил в тыл на доукомплектование, в наш полк перешла группа опытных лётчиков. Среди них были Капитан И. Д. Лихобабин и Старший лейтенант В. М. Зиборов ( ставшие в будущем Героями Советского Союза ) и некоторые другие. Эта группа была пополнена молодёжью нашего полка и стала именоваться 3-й эскадрильей, командиром которой был назначен Капитан Иван Лихобабин.
Легенды о нём доходили до нас ещё из 402-го полка, с которым мы часто взаимодействовали в воздухе осенью 1942 года. Расскажу лишь один эпизод из боевой биографии Капитана Лихобабина того времени.
Одно время, когда мы вели ежедневную и изнурительную борьбу в воздухе, над аэродромом 402-го ИАП стал появляться какой - то немецкий ас. Прилетал он с двумя ведомыми, кружил у всех на виду и всем своим поведением как бы давал понять, что вызывает кого - нибудь из наших пилотов на поединок. Мы прекрасно знали повадки противника и понимали, что, если кто - то попробует взлететь, немец может воспользоваться своим преимуществом и сбить его тут же, над полосой. Обычно немецкие охотники так и делали. Поэтому, когда немецкий ас со своими ведом
ыми кружил над аэродромом, все наши пилоты расценивали это как примитивную провокацию и поглядыавали на противника спокойно. Все, кроме Лихобабина.
Иван же спокойно смотреть на этого наглеца не мог. И вот, когда немец со своей свитой появился в очередной раз над аэродромом, он сорвался с места, подбежал к своему лучшему другу Старшему лейтенанту Николаю Гусеву и тоном, сразу исключающим всякие вопросы, рубанул: "Летим, Коля !"
Как рассказывали нам потом лётчики, свидетели этой сцены, всем им показалось, что у Гусева не было тогда особой охоты идти на такой риск, но, зная характер Лихобабина, он понял, что тот загорелся всерьёз - уже не удержать ! - и молча направился к своему "Яку".
Ведущий немец находился на большой высоте, а его ведомые - несколько в стороне и почему - то гораздо ниже.
Лихобабин, едва оторвавшись от полосы и ещё не имея достаточного запаса высоты, внезапно пошёл не на аса, который по - прежнему кружил в вышине, а на одного из его ведомых и с первой же атаки сбил его. Зная, что его надёжно прикрывает Гусев, комэск тут же ринулся на второго ведомого. В этот момент Иван ничего не знал о тревожных волнениях своих товарищей, наблюдавших за ним с земли. А причины для волнения были...
У Гусева, который взлетел вслед за Лихобабиным, не убрались шасси. Он делал над аэродромом круги, пытаясь устранить задержку, и, очевидно, не знал, как ему поступить: попытаться ли ещё раз убрать шасси или сесть, пока не поздно. На небольшой высоте с выпущенными шасси Николай не только ничем не мог помочь своему другу, но и сам был отличной мишенью для противника.
Между тем Лихобабин продолжал атаковать второго ведомого, на помощь которому уже спешил с высоты ас. Но тот опоздал: второй "Мессер" задымил и, оставляя длинный шлейф, потянул к Демянску, на Глебовщину. Не будь в воздухе немецкого аса, Иван, без сомнения, смог бы его добить. Но теперь ему предстоял поединок с ведущим, который, вероятнее всего, привёл сюда своих ведомых как свидетелей предполагаемого триумфа... Теперь же, один из этих несостоявшихся свидетелей догорал на земле, другой, теряя высоту, тянул к линии фронта, и неизвестно ещё было, дотянет ли туда.
Положение Лихобабина было нелёгкое: часть боезапаса он уже израсходовал, да и возможности маневра у него были весьма ограничены, потому что ему предстояло прикрывать Николая Гусева, который по - прежнему всё ещё кружил над аэродромом с выпущенными шасси.
Лихобабин развернул свой "Як" навстречу немецкому асу и пошёл в лобовую атаку. Но тот не предпринял ни одной попытки атаковать и с постыдной поспешностью стал уходить к линии фронта вслед за своим подбитым ведомым. Обстановка разрядилась в самый напряжённый момент: у аса оказались слабоваты нервы.
Осыпая проклятьями шасси, немцев, всю эту затею и снова шасси, наконец приземлился Николай Гусев. За ним совершил посадку Иван Лихобабин. Немецких асов после этого случая над аэродромом не видели...
Такого вот пилотягу приобрёл наш боевой коллектив. И уже вскоре Капитан И. Д. Лихобабин, отличавшийся точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой, стал одним из самых авторитетных лётчиков и командиров эскадрилий 485-го истребительного авиаполка".
В Марте 1943 года войска Северо - Западного фронта начали мощное наступление под Старой Руссой. В один из дней с КП Воздушной армии срочно потребовали выслать звено истребителей: над передним краем появились
две "рамы" под прикрытием истребителей FW-190. Они корректировали артогонь. Поскольку в те дни большинство наших аэродромов из - за распутицы вышло из строя, немецкие корректировщики часто чувствовали себя в безопасности.
На перехват противника вылетели две пары: Капитан Иван Лихобабин и Старший лейтенант Виктор Едкин.
Надо сказать, что в наших наземных войсках FW-189 ( "раму" ) ненавидили больше, чем любой другой немецкий самолёт. Он имел невысокую скорость и подолгу мог "висеть" над полем боя. Экипажу "рамы" сверху были прекрасны видны все цели, и потому, как только этот самолёт появлялся в небе, артиллерийский огонь противника становился убийственно точен. Как только "рама" начинала работу, общевойсковые командиры всех рангов требовали немедленно прислать истребителей.
Но наши лётчики тоже не любили этот вражеский самолёт. Его чрезвычайно трудно было сбить. Благодаря невысокой скорости и неплохим аэродинамическим качествам "рама" была очень маневренной и легко уходила из - под атак истребителей. Повторить маневр FW-189 на наших машинах было невозможно. Сбить "раму", как правило" можно было только с первой атаки. Но это удавалось тогда, когда она была неожиданна и экипаж FW-189 не видел советского истребителя. Экипаж "рамы" состоял из двух человек, кабина была очень продуманно расположена, и обзору экипажа - особенно верхней полусферы - был прекрасный.
Наши лётчики всё это отлично знали, поэтому, когда пары Едкина и Лихобабина увидели над передовой двух немецких корректировщиков, они обошли этот район стороной, пересекли линию фронта и развернулись над территорией врага. Расчёт был на то, что меньше всего немцы ожидают атаки с запада. Нижняя кромка облаков позволяла после разворота подойти к вражеским самолётам скрытно. Разделившись на пары, наше звено внезапно атаковало их.
Всё же в последний момент экипаж одной "рамы" заметил пару Едкина. Он сманеврировал, и Едкину пришлось повторять атаку. Она была удачнее: "рама" задымила и со снижением потянула на свою территорию, под прикрытие зенитных батарей. Лихобабин был более удачлив и сбил свою цель с первой атаки. "Рама" упала в районе Старой Руссы. Два немецких истребителя, прозевавших атаки наших лётчиков, пошли на сближение с парой Едкина. Тот, имея некоторое превышение над "Фоккерами", атаковал ведомого вражеской пары на встречном курсе и сбил его короткой очередью. Боевое задание командования было блестяще выполнено...
Отличился Иван Лихобабин и в боях при освобождении города Полоцка. 30 Июня 1944 года, прикрывая боевые порядки наземных войск, он штурмовал аэродром противника и поджёг самолёт. Затем, вступив в бой с 8-ю вражескими самолётами, сбил один из них.
26 Октября 1944 года за 17 самолётов противника сбитых лично и 9 в группе с товарищами Иван Дмитриевич Лихобабин был удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны заместитель командира 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Майор И. Д. Лихобабин совершил 321 боевой вылет, провёл более 60 воздушных боёв, в которых лично сбил 30 и в составе группы 9 самолётов противника. Среди лично сбитых им машин есть: Ju-88, Do-217, Ме-110, FW-189, Ме-109, FW-190.
После войны Иван Дмитриевич продолжал служить в ВВС, окончил Военно - Воздушную академию. До 1961 года летал на реактивных истребителях. В 1962 году вышел в отставку в звании Полковника. Жил и работал в подмосковном городе Одинцово.