Гвардии Старший лейтенант И. А. Кузнецов совершил 219 боевых вылетов. В 59 воздушных боях сбил 10 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 5 Января 1917 года в селе Репное, ныне Уваровского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и 2 курса сельскохозяйственного техникума. В 1936 - 1938 годах проходил срочную службу в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором в Донецком аэроклубе.
С Декабря 1942 года в действующей армии. К Маю 1945 года командир эскадрильи 107-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант И. А. Кузнецов совершил 219 боевых вылетов. В 59 воздушных боях сбил 10 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Участник парада Победы в 1945 и 1990 годах.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, служил в Войсках ПВО страны, командовал соединением. С 1972 года Генерал - Майор авиации И. А. Кузнецов - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), советскими и иностранными медалями. Имя Героя носил пионерский отряд школы № 19 в городе Астрахани. Последние годы Иван Александрович жил в Астрахани, работал председателем областного комитета ДОСААФ.
* * *
Почётный гражданин города Астрахани Иван Александрович Кузнецов о самолётах мечтал с детства. Впервые он поднял самолёт в небо в 1936 году и летал до 1973 года. Прошёл путь от курсанта Качинской военной авиационной школы до командира авиационной дивизии, Генерал - Майора авиации.
Окончив школу, он поступил в сельскохозяйственный техникум, и если бы не призыв страны "150 тысяч комсомольцев - на самолёты", неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба. Но благодаря этому спецнабору со 2-го курса техникума 19-летний паренёк был зачислен в Качинское военно - авиационное училище лётчиков. Там Иван впервые увидел самолёт - учебный У-2, который показался ему истинным совершенством. Он смотрел на это чудо техники и не верил, что когда - нибудь сможет им управлять.
На фронт Иван Александрович попал в Декабре 1942 года. К этому времени он уже имел богатый лётный опыт. Работа инструктором - лётчиком в ОСОАВИАХИМе и курсы командиров звеньев помогли ему обрести необходимые навыки. К концу войны он совершил 219 успешных боевых вылетов, провёл 59 воздушных боёв. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами.
Свой первый и последний воздушный бой он навсегда запомнил до мельчайших подробностей. Первый принял на Юго - Западном фронте в средней излучине Дона, под Богучаром. На 5-й день после прибытия в часть, группа истребителей совершала ознокомительный полёт над территорией врага. Иван Кузнецов вдруг заметил точку, которая стремительно приближалась. Это был немецкий самолёт, который стрелял в него короткими очередями. Когда он приблизился, "Як" сделал неожиданный маневр и оказался в хвосте у Ме-109. Первой же атакой вражеский истребитель был сбит. Командир эскадрильи поздравил его с первой победой и подсказал, что особое внимание надо обратить на изучение тактики боя, анализ своих и чужих ошибок.
- Мне тогда было чуть больше 20 лет, - вспоминал позднее Иван Александрович. - И такой у меня был порыв, что чуть ли не зазнайство. Как же, в первом же вылете сбил вражеский самолёт. Между тем тактически тогда мы были совершенно не подготовлены. Это уже потом, после того как меня 3 раза сбили, я понял, что к чему, и стал учиться воевать по - настоящему.
Боевой опыт приходил к нему быстро и уже вскоре в грозном военном небе он чувствовал себя уверенно, знал, как уберечься от зенитных снарядов, как уйти от боя, как застать врага врасплох.
Когда уже ближе к концу войны 1-й Украинский фронт окружил немецкую группировку в Юго - Восточном Берлине, 107-й Гвардейский истребительный авиаполк, в котором воевал Иван Александрович, стоял на аэродроме в нескольких десятках километрах от города. Здесь впервые советские лётчики встретились с новинкой вражеской авиационной техники - реактивным истребителем. Длинный фюзеляж с приподнятым хвостовым оперением и стреловидные крылья с двумя двигателями без воздушных винтов резко отличали его от других неприятельских самолётов, с которыми им приходилось воевать прежде. Это, как выяснилось позднее, был Ме-26
Однажды группа таких самолётов попыталась атаковать наши штурмовики Ил-2, которые ожидали над аэродромом группу прикрытия. Когда в воздух взлетело звено истребителей, немецкие лётчики, не приняв боя, стали уходить в сторону Берлина. Командир полка поставил задачу: сбить реактивный самолёт противника. В те дни на аэродроме только и говорили, что о способах и возможных приёмах боя с новинкой немецкой авиационной техники.
Время в бою относительно. Чем больше скорости полёта, дальше досягаемость оружия истребителей и чем быстрее оно может поразить противника, тем короче становятся командирские минуты и секунды, выше оказывается их цена...
Упредить противника в маневре, в применении оружия, всемерно сократить время сближения и саму атаку - значит достигнуть внезапности. Нельзя позволить противнику преждевременно обнаружить себя, допустить его на дистанцию открытия прицельного огня, дать время на подготовку к отражению атаки.
Быстрота действий... О её значимости уже достаточно сказано. Где быстрота, там и внезапность. Опоздал с обнаружением врага - не рассчитывай на успех. Это правило, являющееся производным от правила "первым увидеть", обеспечивает достижение внезапности даже в бою с технически превосходящим противником. Так было и в первые дни войны, и в последние - на подступах к Берлину, где появились немецкие реактивные Ме-262. Обладая превосходством в скорости, они, казалось, были неуязвимы. Но упомянутое правило сработало безотказно.
Старший лейтенант Кузнецов вёл звено и увидел Ме-262, летевший ниже. На полных оборотах моторов со снижением, используя для маскировки тонкий слой облаков, звено внезапно сблизилось с Ме-262 до дальности 250 - 200 метров. Новая техника не спасла врага от внезапной атаки. Он слишком поздно увидел наших лётчиков, не успел произвести легко выполнимый маневр для выхода из - под удара, и участь его была решена.
Кузнецов направил машину "Мессеру" наперерез и выпустил длинную очередь из крупнокалиберного пулёмета. Правый реактивный двигатель задымил. Вражеская машина увеличила скорость и, набирая высоту, попыталась уйти в сторону. Однако вслед за Як-7 Кузнецова, ещё три советских истребителя одновременно открыли огонь по реактивному "Мессершмитту". Он накренился на крыло и рухнул на землю.
К вечеру пришла телеграмма о том, что всё звено наших лётчиков, сбивших в районе Котбуса реактивный Ме-262, награждено орденами. В тот день ещё никто не знал, что этот воздушный бой станет последним, как последним оказался и вражеский самолёт, сбитый лётчиками 107-го Гвардейского Одерского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка в годы войны.
Войну Иван Александрович закончил в звании Гвардии Старшего лейтенанта. В одном из боёв под Харьковом получил тяжёлое ранение. Вражеский снаряд разорвался прямо в кабине его самолёта. Один осколок застрял в правом лёгком, другой повредил левое колено. 27 Июня 1945 года за 17 сбитых вражеских самолётов ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Иван Александрович продолжал служить в авиации. До 1953 года пришлось поколесить по Европе - Германия, Чехословакия, Австрия, Венгрия. Лишь в 1953 году вернулся он в Россию. Первым делом решил получить военное образование. Окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Потом была служба в Ханкале, Астрахани, Красноводске, опять в Астрахани. Там он был назначен сначала заместителем командира 393-го Гвардейского авиационного полка, а потом командиром дивизии ПВО. Именно здесь он получил Генеральское звание, впервые сел за штурвал сверхзвукового самолёта "Су".
После выхода в отставку в 1972 году И. А. Кузнецов был избран председателем Астраханского областного комитета ДОСААФ и возглавлял его 13 лет. В 1985 году был избран председателем Астраханского областного совета ветеранов войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Прослужил на этом посту до 1992 года, принимал участие в военно - патриотической работе с молодёжью города. Он опубликовал свыше 20 работ, направленных на укрепление обороноспособности Вооруженных Сил. В 1996 году в Астрахани вышла в свет брошюра "Почётные граждане Астрахани", где И. А. Кузнецову посвящён очерк "Иваново небо".
Сейчас Иван Александрович, вместе с женой Клавдией Павловной нянчит внуков, выращивает цветы. Старые раны дают знать о себе, подводят и ноги. Поэтому без палочки он теперь ходить не может. Из - за болезней он, участник парадов Победы в 1945 и 1990 годах, уже не смог побывать на параде в Москве в 2000 году. А так хотелось...