Мэр рассказывает о том, почему в городе существует проблема с дорогами, почему Днепропетровск — не Одесса или Донецк, о том, как его семья экономит во время кризиса и чем он ответит критикам на выборах городского головы.
Иван Иванович, насколько город подготовился к зиме, многие уже устали от того, что состояние горЖКХ стабильно в «плохом состоянии»?
— Суть всех проблем с отоплением — в наших домах. При Союзе город вырос с 500 тысяч населения до миллиона. Тогда шла индустриальная застройка блочными и панельными пятиэтажками, которые по энергосбережению не выдерживают никакой критики. Через 20-сантиметровые бетонные стены теряется до 50% тепла. И такими домами застроены все основные улицы. Чтобы их утеплить, нужны огромные средства, должна быть госпрограмма. А это сейчас «вешают» на местные власти, которые в нынешних условиях финансирования не могут такого позволить. Поэтому проблемы коммунального хозяйства накапливаются годами.
Но ситуация с отоплением, я считаю, улучшилась. За последние 3 года мы обезвредили бомбу замедленного действия — поменяли самый плохой в городе коллектор от ТЭЦ ЮМЗ (идет до середины проспекта Кирова). Раньше там ежегодно в землю уходило 180 тонн воды. Мы модернизировали котельную, сети и теплопункты. Жителям осталось только платить – и проблем не будет. Состояние всех сетей требует большего финансирования, применения технологий энергосбережения.
По дорогам отдельный разговор. Вот в Донецке, например, нет мостов, и деньги горбюджет тратит на дороги. В Одессе — всего одно направление, где пересекается транспорт, – южное. В нашем городе пересекаются 5 транзитных направлений, и нет ни одной объездной дороги. Транспорт грузоподъемностью 30—50 тонн разбивает городские дороги, которые не строились под такие нагрузки. Если, допустим, город получил 40 миллионов гривен транспортного сбора, то 10 миллионов мы тратим на мост. А на эти деньги можно 3 улицы отремонтировать.
Города должны с собственной прибыли покрывать расходы. За это мэры воюют до сих пор. Бюджетный кодекс рассчитан на то, что чем больше ты зарабатываешь, тем больше у тебя заберут, чем меньше ты зарабатываешь, тем больше тебе дадут. А должна быть база, стимулирующая города зарабатывать. Например, город собрал больше — оставьте 50%, чтобы в следующем году можно было собрать еще больше денег. А у нас в позапрошлом году изъяли 160 миллионов, а в этом году поставили план на 264!
Недавно Игорь Коломойский публично обвинил вас в том, что Днепропетровск потерял Евро. Какие у вас сейчас взаимоотношения с бизнесменом?
— Это было сделано, когда он поздравлял Григория Суркиса в день 60-летия, и я это воспринял не более чем подарок Игоря Валерьевича Григорию Михайловичу. На следующем футбольном матче «Днепра» мы сидели рядом. Игорь Валерьевич сделал очень много для «Днепра». Он один из немногих политиков, кто исповедует принцип «честной игры». Вы сами видели, как он пошел к судье (во время скандального матча «Днепр» — «Динамо». — Авт.) и сказал ему в глаза все, что он о нем думает. А вопросы Евро болезненны для всей страны. Эта страница в наших отношениях перевернута — на матчи «Днепра» мы по-прежнему ходим вместе.
Как вы отреагировали на предвыборные листовки, направленные против вас?
— Меня возмутило то, что сотни людей два года приводили в порядок сквер Ленина, а те, кто утверждает, что мы не так живем и не так работаем, листовки «Він працює» наклеили силикатным клеем на полированные гранитные поверхности. Почему те, кто обещает все сделать лучше, уродуют то, что сделано сейчас?! Я позвонил Шамотию (днепропетровский бизнесмен, учредитель корпорации «Логос – Инвест». — Авт.), спрашиваю, мол, Валерий Николаевич, эти технологии ваши или нет. Он сказал, что да, это наши технологии. Если бы они наклеили это на заборе, я бы понял. Если они хотят показать этим, что «Дороги в ямах – он работает» и прочее, то вот он я! Я не скрываюсь. Да, я работаю. Хорошо или плохо — проблем много. И тех, кто «помогает», все больше и больше. Пусть и они ответят — возьмут и отшлифуют то, что испортили. Тогда я поверю, что они могут не только обещать, но и что-то делать.
В городе есть объекты, за которые мне не стыдно. Это и котельная на Уральской, мост на ж/м Игрень. Я не буду мылить глаза – улиц мы сделали мало, но каждую из них на совесть — Энергетическая — там никогда не было асфальта, Чернышевского, Карла Либкнехта. Нужно выбирать, как будто вы покупаете дорогую вещь: купить в сезон два дешевых пальто или одно дорогое на пять сезонов. Я за свои поступки отвечаю и никуда не скрываюсь — гуляю в парке с внуками, езжу без охраны и говорю с горожанами, которые сами оценят мою деятельность на выборах. Недавно ходил по Набережной, и со мной фотографировались молодожены. С одной парой, как оказалось, я фотографировался, еще когда они только встречались. Скажите, за какие деньги я могу это купить?! Я пожал руку жениху, с его позволения поцеловал девушку и пожелал им счастья. Почему там, где торгуют, лечат или критикуют неправильно, всех должен «гонять» я?! Я не один здесь работаю! Я уже 10 лет как мэр. И думаю о том, что потом мне скажут мои родные и горожане, ведь я не уеду отсюда никуда и детей своих не отправлю. Мне много раз предлагали уехать в Киев, Москву, но я не смог оставить отца инвалида и оторваться от могилы матери. Мне здесь хорошо.
Вы никогда не скрывали, что будете участвовать в выборах мэра. Собираетесь ли вы объединяться с кем-то из политиков? И каков будет бюджет вашей кампании?
— У меня не будет бюджета. Моя задача подключить как можно больше патриотов Днепропетровска. И если ко мне придут предприниматели, которые меня поддержат, я не откажусь. Но у меня сторонников больше, чем я могу включить в список. Я даже уже где-то слышал, что в списке блока Куличенко место стоит 150 тысяч. О выборах я еще не думаю, но скажу, что у меня будет фонд, и мы отчитаемся, кто сколько денег и на что перевел.
Говорят, что нынешний кризис повлиял на привычный уклад очень многих. Ваша семья как-то экономит?
— Моя семья — это не только я с женой. У меня есть две дочери и две сестры. Сейчас мы более рационально используем доходы. Проблемы с питанием у нас нет, ведь мы мало едим мяса и дорогих копченостей. Борщевой набор — основной наш продукт. Кризис не сказался на питании. Мы и так мало ходили по ресторанам. У нас это не принято. Экономим на одежде и планах на будущее. Ситуация изменилась, как у всех.
Иван Куличенко родился 7.07.1955 г. в Днепропетровске. В 1977 г. закончил ДИСИ. И. о. мэра Ивана Куличенко назначили в 1999 году, когда в кресло губернатора пересел Николай Швец. С тех пор он побеждает на выборах в 2000, 2002 и 2006 годах. Сейчас Иван Иванович возглавляет еще и Ассоциацию мэров городов Украины. Намерен выдвинуть свою кандидатуру на будущие выборы, хотя ранее заявлял, что если Днепропетровск потеряет право принимать Евро, на мэрское кресло он претендовать не будет. К слову, Куличенко — страстный поклонник футбола и болельщик «Днепра». Живет он на улице Рыбинской в частном доме, который строил 8 лет. Дом стережет немецкая овчарка Буч. Мэр любит отдыхать за рулем автомобиля, водить машину научился очень рано, в 13 лет. Его часто можно увидеть на дорогах Днепропетровска за рулем Мitsubishi Pajero.