Лейтенант И. Ф. Голубин совершил 125 успешных боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сбил 7 и в составе группы - 2 самолёта противника. 4 Марта 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился в 1919 году в деревне Троицкое, ныне Чернского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал шофёром на подшипниковом заводе в Москве, одновременно учился в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. Чкалова.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. По Май 1942 года служил в 16-м ИАП, летал на МиГ-3. С Мая по Август 1942 года - в 434-м ИАП, летал на Як-1.
К Декабрю 1941 года заместитель командира эскадрильи 16-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны ) Лейтенант И. Ф. Голубин совершил 125 успешных боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сбил 7 и в составе группы - 2 самолёта противника. 4 Марта 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
1 Ноября 1942 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Его имя высечено на памятнике Героев Советского Союза в Туле. Имя Героя носила пионерская дружина Троицкой школы Чернского района. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
* * *
В сквере у главной проходной Люблинского литейно - механического завода высится стела, сложенная из гранита ( авторы И. Каменский и Ю. Ранимский ). Она посвящена памяти работников предприятия, павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. На стеле высечены 500 имен. Среди других, начертано там и имя Героя Советского Союза Ивана Филипповича Голубина.
Иван Голубин считал Москву своим родным городом, хотя родился в деревне и школу окончил в селе Троицком Чернского района Тульской области. Некоторое время он работал в местной газете. Но больше всего его влекла техника, авиация. Ну а потом - Москва, Люблино, школа ФЗУ при Люблинском литейно - механическом заводе, работа шофёром заводской автобазы и учёба в аэроклубе, Борисоглебское военно - авиационное училище имени И. Н. Чкалова. Настоящим лётчиком - истребителем Иван Голубин стал 5 Ноября 1939 года.
Незадолго до начала войны с Ваней Голубиным ( так его называли в полку ) стряслась беда: при вынужденной посадке он получил серьёзную травму головы. Зрение резко ухудшилось и врачи категорически запретили ему летать.
Голубин был переведён на штабную должность. Он заполнял лётные книжки, а сам тосковал по небу. Словом, скучал, несмотря на свой неунывающий характер. Особенно тяжело ему стало, когда началась война и фронт, уже вскоре, приблизился к самой Москве. Его друзья сражались в небе с врагом, а он вынужден был сидеть над штабными бумагами. Он не мог примириться с таким положением, считал, что врачи поторопились со своими диагнозами, списав его на землю, и был твёрдо уверен, что докажет всем, на что он способен.
Однажды по сигналу боевой тревоги Лейтенант Голубин не выдержал и сел в свободный самолёт ( кто - то из лётчиков из - за ранения не мог летать ). Не успела зелёная ракета догореть, как он поднялся в небо. В воздухе он оказался вместе с Михаилом Бабушкиным, сыном прославленного полярного лётчика. В том бою Михаил с первой атаки сбил вражеский бомбардировщик. Иван Голубин прикрывал его действия. На земле командир полка Подполковник Ф. М. Пруцков учинил Голубину разнос, грозился даже на гауптвахту посадить за самовольство. Но, не выдержав его просящего и в то же время упрямого взгляда, смягчился. Он разрешил, под свою ответственность, Голубину летать...
Свой первый "официальный" боевой вылет он совершил 24 Октября 1941 года. Навстречу шестёрке советских истребителей, среди которых был и его самолёт, летело 12 вражеских машин. По приказу командира Голубин атаковал бомбардировщик Ju-87, поджёг его и преследовал огнем до тех пор, пока тот не врезался в землю...
За первым боем последовали другие. С каждым днём росло боевое мастерство лётчика, накапливался опыт. На его счету было уже 4 воздушные победы. С уважением относились к нему не только лётчики, но и техники.
29 Октября Иван Голубин одержал 4 победы в четырёх воздушных сражениях. А вскоре в неравном бою над Можайском против 9 Ме-109 он сбил ещё два вражеских самолёта, но, получив ранение, был вынужден выброситься на парашюте из горящего истре
бителя. Опустился он на территории, занятой противником. Лётчика нашли колхозники, укрывавшиеся в лесу. Они накормили его, оказали медицинскую помощь.
А произошло в тот Декабрьский день следующее. Иван Голубин вылетел на штурмовку вражеских войск в паре с Младшим лейтенантом Шишковским. Сразу же за линией фронта "МиГи" попали под плотный огонь вражеских зениток. Осколок снаряда разворотил руль высоты на машине ведомого, истребитель стал плохо слушаться пилота. Голубин приказал напарнику вернуться назад. Сам же продолжил выполнение задания, но уже в одиночку.
Ориентируясь по хорошо видимому рельефу местности, Иван вскоре вышел на шоссе. Впереди по курсу заметил длинную цепочку темневших на фоне заснеженного поля коробок. Трижды заходил на них с крутого пикирования. Хорошо видел, как машины сбивались в кучи, а некоторые сварачивали на обочину дороги и там застревали в глубоком снегу. Отстрелявшись, Голубин на бреющем прошёл над загоревшимися машинами, стремительно набрал высоту и взял курс на свой аэродром.
Вскоре он заметил группу немецких истребителей, которые крутили "карусель" неподалёку от линии фронта. "Карусель" - это хитрая уловка, когда вражеские истребители имитировали воздушный бой, чтобы втянуть наших пилотов в драку. Голубин уже хорошо знал, что такие отвлекающие "карусели" немцы применяли и при налётах на наши тыловые объекты. Он не хотел лезть в эту свалку: уж очень неравным было соотношение сил, и потому решил обойти врага стороной, но его заметили.
Девятка Ме-109 стала выходить из "карусели", готовясь к атаке. Уходить было уже поздно и Голубин сам устремился на врага, врезавшись в строй "Мессеров". На какое - то время это вызвало замешательство, немецкие лётчики не ожидали от него подобной дерзости. Завязался неравный бой...
В хвост самолёта Голубина стал заходить Ме-109. Иван решил сманеврировать скоростью: он убавил газ, и вражеский истребитель оказался впереди. Оставалось лишь поймать его в прицел. Короткой очередью Голубин прошил врага. В это время второй "Мессер" стал заходить слева. Голубин повторил маневр. И вновь зимнее небо перечеркнула чёрная полоса падающего вражеского самолёта.
Обозлённые неудачей, немцы все разом набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнём. От прямого попадания снаряда остановился мотор. Заметив около видневшегося внизу леса ровную площадку, лётчик пошёл на посадку с убранными шасси. От удара о мёрзлую землю самолёт развернулся почти на 180 градусов. Голубин, не мешкая, выбрался из горящего "МиГа" и прыгнул в спасительный сугроб. Острая боль в ноге пронзила всё тело.
Превозмогая боль, Иван доковылял до леса и скрылся в чащобе. Там он вскоре встретился с жителями деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев... Его долго несли в глубь леса. Очнулся он в жарко натопленной землянке. Ивану промыли рану на ноге отваром каких - то трав, перевязали чистым полотенцем. Несколько часов назад эти люди своими глазами видели, как он вогнал в землю два неприятельских самолёта, видели и конец этого драматического поединка...
Когда Голубин немного окреп, его переодели в гражданскую одежду, снабдили на дорогу продуктами и в ту же ночь партизанские разведчики провели лётчика через линию фронта.
В родной полк он возвратился через 4 дня. И снова в руках Ивана Голубина штурвал истребителя, снова он сражается с врагами и вновь одерживает победы...
Всего же, за период с 24 Октября по 15 Декабря 1941 года Иван Филиппович Голубин сбил по официальным данным 10 самолётов врага ( 7 Ме-109 и 3 Ju-87 ) лично и ещё 2 Ме-109 - в группе с товарищами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени Иван Голубин служил уже в отделе истребительной авиации инспекции ВВС, который возглавлял участник боёв в Испании Подполковник М. Н. Якушин.
Однако уже вскоре, 1 Ноября 1942 года, отважный лётчик погиб в авиационной катастрофе. На его счету числилось тогда около 200 выполненных боевых вылетов и 18 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами [ М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 13 личных и 2 групповые победы ].