Историк, исследователь русского церковного пения, православный регент.
Иван Алексеевич Гарднер (9 (22 декабря) 1898, Севастополь — 26 февраля 1984, Мюнхен) — историк, исследователь русского церковного пения, православный регент. В эмиграции с 1920 года. Выпускник Православного богословского факультета Белградского университета. Доктор философских наук Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана, где с 1954 года на протяжении 30 лет читал русское литургическое музыковедение. Состоял членом международной комиссии по исследованию древнеславянских музыкальных памятников при Баварской академии наук.
Церковным пением — практически и теоретически — занимался с 14-летнего возраста. В России окончил регентские курсы, в Белграде, одновременно с университетом, проходил курс музыкальной школы (хоровое дело, композиция).
И. А. Гарднер — автор многочисленных научных и популярных статей по церковному пению (научные работы исключительно на немецком языке) и двух обширных трудов (на немецком языке) по древнерусским безлинейным нотациям. Ему принадлежат также статьи по литургическим вопросам. Вышедший в 1977 году фундаментальный двухтомный научный труд «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», посвященный истории развития церковного пения, является обобщением векового опыта исследования русского богослужебного пения, до настоящего времени не имеет аналогов по широте теоретического подхода и является незаменимым источником изучения церковного пения для многих регентов, певчих, ученых и просто любителей русского церковного пения.
И. А. Гарднеру принадлежит ряд хоровых обработок древних распевов (в том числе «„Достойно“ Царя Фёдора»), а также авторские сочинения (некоторые из которых выпущены на грампластинках).
Сочинения
Gardner J. von. Die altrussischen neumatischen Handschriften der Pariser Bibliotheken // Die Welt der Slaven. 1967. Jhrd. III. Heft 2. Wiesebaden. 1958.
Gardner J. von. Zur Frage der Fnwendung des Sema Fita. In den altrussischen litergischen Gesangshandschriften mit linierter Notation // Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Mainz. Abhandlungen. Jhrg. 1969. № 9.
Gardner J. von. Zur Frage der Verwendung des Sema Fita in den altrussischen Gesangshandschiften mit linierten Notation. Mainz. Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Jahrgang. 1969. Nr. 9.
Gardner J. von. Einiges über den Singmeister Aleksandr Mezenez († 1696) // Die Welt der Slaven. 1967. Jhrd. XII. Heft 2.
Gardner J. von. Die altrussischen Neumen-Handschriften in den Bibliotheken von Belgien und England // Die Welt der Slaven. 1967. Jhrd. VI. Heft 3. Wiesebaden. 1961.
Гарднер И. Кому принадлежит мелодия «Достойно роспева Царя Фёдора»? // Наследие. Вып. 2. Southbury, Conn. 1969. Изд. Славянской типографии.
Гарднер И. А. Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике // Православный путь. Джорданвилль. 1966.
Гарднер И. А. Несколько соображений об общем пении за богослужением // Православная Русь. Джорданвилль, 1969 № 10.
Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. М.ПСТБИ. 2004.
Гарднер И. А. К вопросу о переложении церковных роспевов для хора.
Гарднер И. А. Хоровое церковное пение и театральность в его исполнении// О церковном пении: Сб-к статей/ Сост.: О. В. Лада. — М.: Ладья, 2001
Гарднер И. А. Церковное пение и церковная музыка// О церковном пении: Сб-к статей/ Сост. О. В. Лада. — М.: Ладья, 2001 [1]
Гарднер И. Об инструментальной музыке и о хоровом полифоническом пении в православном богослужении [2]